Землер, Иоанн Соломон

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
З ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЭ ЗЮ ЗЯ
ЗЕА
ЗЕБ
ЗЕВ
ЗЕГ
ЗЕД
ЗЕЕ
ЗЕЗ
ЗЕИ
ЗЕЙ
ЗЕК
ЗЕЛ
ЗЕМ
ЗЕН
ЗЕП
ЗЕР
ЗЕС
ЗЕТ
ЗЕФ
ЗЕХ
ЗЕЦ
ЗЕЯ

Землер, Иоанн Соломон (Semler, 1725—1791) — воспитывался в Галле, в сиротском доме. К строгой религиозности, вынесенной им отсюда, присоединилось впоследствии под влиянием Баумгартена (см.) критическое настроение. Был проф. в Альторфе, потом в Галле, где стоял во главе богословской семинарии. Он отрицал боговдохновенность некоторых ветхозаветных книг (Руфь, Песнь Песней, Есфирь, Ездры, Неемии), а также принадлежность Апокалипсиса св. Иоанну; о Евангелиях учил, что они суть компиляции, составленные применительно к субъективным тенденциям их авторов. Иисус Христос, по его мнению, в своем учении применялся к взглядам людей своего времени и т. д. Далее Землер утверждал, что следует отличать богословие от религии. "Концепция догматов не может быть у всех людей одинаковой: каждый, естественно, придерживается своей системы учения, сообразной с уровнем его личного интеллектуального развития и независимой от конфессиональных доктрин церкви лютеранской". Тем не менее, он смотрел на христианство как на божественное откровение. Либеральное богословие Землер произвело большое движение в умах и вопреки его намерениям привело многих к полному рационализму. Не желая быть солидарным с этим направлением, Землер предпринял критику знаменитых "Вольфенбюттельских фрагментов" — сочинения, отрицавшего веру в откровение и проповедовавшего чистейший деизм. Эта критика вооружила против него либералов; тогдашний прусский министр народного просвещения, убежденный рационалист, лишил Землера должности директора семинарии. Между многочисленными сочинениями Землер нет ни одного, которое имело бы характер полной богословской системы. Главное из них — "Institutio ad doctrinam christianam". Два известных ученых более позднего времени — Толук и Эйхгорн — посвятили обширные монографии изложению его жизни и оценке его сочинений.

Н. Б-в.

Смотрии так же...