Ефес, город в Малой Азии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Е ЕВ ЕГ ЕД ЕЖ ЕЗ ЕЙ ЕК ЕЛ ЕМ ЕН ЕП ЕР ЕС ЕТ ЕФ ЕХ ЕЦ ЕШ ЕЯ
ЕФЕ
ЕФИ
ЕФО
ЕФР

Ефес, город в Малой Азии (Έψεσος) — ныне развалины, в древности один из 12 значительных ионических городов Малой Азии, у подошвы гор Кореса и Пиона, в плодородной местности, близ устья Каистра (ныне Кючюк Мендерец); обладал обширной гаванью (ныне совершенно занесенной илом), благодаря которой служил средоточием для всей переднеазиатской торговли. Особенно славился Ефес своим причисленным к 7 чудесам мира храмом Артемиды. Первоначальный храм, начатый около 660 г. до Рождества Христова критским архитектором Херсифроном и оконченный лишь через 120 лет Димитрием и Пеонием Ефесским, был в 3 5 6 г. сожжен Геростратом и еще с большим великолепием отстроен Динократом на средства, доставленные всеми греческими городами Малой Азии. Он представлял колоссальных размеров диптер: 130 м длиной, 70 м шириной, со 128 колоннами высотой в 20 м, и был богато украшен произведениями искусства, из которых часть была позже увезена агентами Нерона, а остальная погибла при сожжении храма готами, в 262 г. до Р. X. При храме происходили в честь Артемиды большие празднества (Ephesia), отличавшиеся чрезвычайным разгулом. Уже в очень глубокой древности Ефес был священным местом, с храмом богини луны, культ которой затем слился с культом Кибелы. Основанный, по преданию, финикийцами, Ефес был затем обитаем карийцами, пока в XI в. до Рождества Христова им не овладел Андрокл, сын Кодра, предводитель переселившихся из Аттики ионийцев. Последние были действительными основателями Ефес, построив греческий город насупротив азиатского храма. Ефес обладал большой территорией в долине Каистра и делал большие банковые дела с индийскими и древними малоазиатскими царями. Около 560 г. до того независимый Ефес был завоеван Крезом, а с 545 г. состоял под владычеством персов, пока победа Александра Великого при Гранике не вернула ему независимость. Во время войны между полководцами Александра Ефес был сначала во власти Лизимаха (297-281 гг. до Р. X.), много сделавшего для украшения и укрепления города. Затем Ефес овладел Антигон, а в 129 г. он, вместе с царством Сирийским, попал во власть римлян. Под римским владычеством, особенно от Августа до Галлиена, Ефес достиг наибольшего значения как метрополия римской провинции Азии. Ефес часто упоминается в истории апостолов, особенно Павла, жившего здесь в 55-58 гг. после Рождества Христова После разделения Римской империи (395 г. после Рождества Христова) Ефес скоро пришел в упадок. В Ефес происходили соборы: третий вселенский (431 г.; см. соотв. статью) и так называемый "разбойничий" (449 г.; см. Диоскор). Около конца XI в. Ефес был завоеван турками-сельджуками, которые скоро, однако, были разбиты Иоанном Дукой. В 1288 году турки опять взяли Ефес и перебили всех жителей, а в 1391 г. Ефес окончательно вошел в состав Османской империи. Начатые в 1863 г. англичанином Вудом раскопки привели к открытию театра, хорошо сохранившегося (183 м в диаметре, для 56700 человек), и остатков храма Артемиды. Несколько обломков колонн (1,9 м в диаметре) доставлены в 1873 г. в Британский музей.

Ср. Curtius, "Beiträge zur Geschichte und Topographie Kleinasiens" (1872); его же, "Ephesus" (1874); Wood, "Discoveries at Ephesus" (1877); Fergusson, "The temple of Diana at Ephesus" (1883).

Смотрии так же...