Единство в драме

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Е ЕВ ЕГ ЕД ЕЖ ЕЗ ЕЙ ЕК ЕЛ ЕМ ЕН ЕП ЕР ЕС ЕТ ЕФ ЕХ ЕЦ ЕШ ЕЯ
ЕДВ
ЕДЕ
ЕДИ
ЕДК
ЕДЛ
ЕДО

Единство в драме — Под эстетическим единством понимают согласование частей художественного произведения, т. е. такое их взаимное отношение, которым обуславливается эстетическое действие художественного целого. Это Единство в драме составляет основной закон всякого художественного произведения; но философия искусства во все времена занималась вопросом о единстве преимущественно в драме, как в сложнейшем роде искусства. По Аристотелю, задача драмы — воспроизведение законченного, составляющего одно целое действия. Всякое целое — рассуждает автор "Поэтики" — имеет начало, середину и конец. Началом называется все то, что, по веским причинам, не может иметь места после чего-либо другого; концом называется то, что, по естественному порядку вещей, имеет место после чего-либо другого; середина, в таком случае — то, в чем одновременно кончается начало и начинается конец. Правильно составленная драматическая фабула ό μΰθος) не может начаться или кончиться на любом моменте, но должна удовлетворять требованиям начала, середины и конца, или, что одно и то же, — закону Единство в драме действия. Из закона Единство в драме действия Аристотель выводит последовательно все правила, касающиеся техники драмы (Единство в драме действия он считает законом также и эпоса, указывая тем на родство обоих родов литературы). Понятие Единство в драме действия не было правильно понято позднейшей литературной критикой. Французские эстетики XVII в., с Буало во главе, вычитали у эллинских классиков-драматургов требования еще нескольких Единство в драме, на которые у Аристотеля нет никаких прямых указаний (см. Драма). Создавая теорию нескольких Единство в драме — времени, места, лица, — французские критики забыли о внешних условиях античного театра. В этом театре не было резкой пограничной черты между зрительной залой и сценой; хор был сначала настоящим народом и, следовательно, зритель — актером. Естественно, что действие старейшей эллинской драмы начиналось и кончалось в тот же день и в том же месте; этот прием позднейшие драматурги усвоили по традиции, весьма удобной ввиду несовершенства древнегреческого декорационного и режиссерского искусства. Так как понятие Единство в драме лица довольно близко подходит к понятию Единство в драме действия, то это Единство в драме удержалось в литературе несколько долее, чем Единство в драме времени и места, устаревшие вместе с трагедиями Корнеля и Расина. Лессинг, указывая на разницу между античной и современной драмой, предъявлял к последней требование, независимо от Единство в драме действия, также и Единство в драме лица, ссылаясь на английскую литературу (хотя Шекспир часто допускает равноправное участие в фабуле двух главных героев — например Отелло и Яго — да и Аристотель уже заявил в "Поэтике", что "действие становится единым не оттого, что вращается вокруг одного лица"). Современная драматическая критика довольствуется требованием лишь одного, общеэстетического Единство в драме, которое в драме есть Единство в драме действия. Литературу — см. Драма.

Вс. Ч-н.

Смотрии так же...