Гуго Викторинец

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГУА
ГУБ
ГУВ
ГУГ
ГУД
ГУЕ
ГУЖ
ГУЗ
ГУИ
ГУЙ
ГУК
ГУЛ
ГУМ
ГУН
ГУП
ГУР
ГУС
ГУТ
ГУФ
ГУХ
ГУЦ
ГУЧ
ГУШ
ГУЭ

Гуго Викторинец (Hugo de Sancto Victore, 1097-1141) — главный представитель того направления средневековой философии, которое религиозную мистику соединяло с умозрительным мышлением. Благородного происхождения; национальность и место рождения неизвестны. Из Гаммерслебенского монастыря (близ Гальберштадта), где получил первоначальное образование, перешел в монастырь св. Виктора близ Парижа и, сделавшись настоятелем тамошней школы, прославил ее своим учением. Жил исключительно внутреннею жизнью; был дружен с Бернардом Клервосским. Важнейшие сочинения Гуго Викторинец: "Eruditio didascalorum" — энциклопедия всех тогдашних наук; "De sacramentis fidei christianae" — система умозрительной теологии; "De arca Noe mystica"; "De arca Noe morali". — Соч. Гуго Викторинец издавались несколько раз (лучшее изд. Руан, 1648) и вошли в собр. Migne.

Основные пункты учения Гуго Викторинец Человеческая душа в нормальном своем состоянии занимает посредствующее положение между Богом и миром (quasi in medio quodam, — habens extra se mundum, intra se Deum). Соответственно этому ей первоначально присущи три способа восприятия: для внешнего мира — чувственный (oculus carnis); для самопознания — разум (oculus rationis): для познания Бога и предметов божественных — созерцание (oculus contemplationis). У души, потерявшей свое нормальное положение (в грехопадении), око созерцания угасает, око разума затемняется и дает лишь сомнительные показания; в силе остается только око плоти, т. е. восприятие материальных предметов через внешние чувства. Впрочем, и падший человек не совершенно лишен всякой связи с Божеством; перестав быть для него предметом непосредственного созерцания, оно стало предметом веры, которая, по Гуго Викторинец, выше мнения и ниже настоящего знания. В вере соединяются умственный акт представления того, во что веришь, и аффект воли, которым этот реально отсутствующий, только отвлеченно представляемый предмет утверждается, как безусловно-истинный и несомненно-существующий. В силе такого аффекта — заслуга веры. Потемненный и ослабевший разум становится способен к правильной деятельности благодаря вере: своим содержанием она дает ему истинную цель и направление, а своим аффектом избавляет его от сомнения. Но и разум, со своей стороны, служит регулирующим началом для веры, прежде всего различая, что требует и заслуживает веры и что — нет. В этом отношении все утверждения разделяются на четыре рода: одни — из разума, другие — по разуму, третьи — свыше разума и четвертые — против разума. Первые, как логически необходимые, не нуждаются в вере, а последние, как невозможные, не заслуживают веры. Для нее остается лишь то, что согласно с разумом (хотя и не вытекает из него с необходимостью), и то, что выше разума (хотя и не противно ему): в первом случае сам разум деятельно поддерживает веру, во втором он ограничивается признанием ее права. Разум и вера в различных конкретных своих проявлениях производят четыре способа познания сокровенного Божества: рассмотрение внешних вещей (creatura), самосознание или чистое мышление (ratio в тесном смысле), внутреннее стремление души к Богу (aspiratio) и внешнее откровение, в чудесах и учении (doctrina).

Этим органоном руководится Гуго Викторинец в построении своей системы, содержание которой взято из христианского вероучения. Существование и основные атрибуты Божии выводятся из свойств вещей и из требований разума. Учение о св. Троице частью согласно с разумом, частью — выше его. Согласно с разумом — признавать в Божестве внутреннюю жизнь и , следовательно, саморазличение Первоначала, Проявления и Взаимодействия. Выше разума (хотя и не противно ему) — видеть в этих трех моментах три самостоятельных субъекта или лица: Отца, Сына и Св. Духа. Приписывая, как и большинство западных учителей, первому лицу по преимуществу атрибут Силы, или Мощи, второму — Мудрости и третьему — Благости, или Любви, Гуго Викторинец весьма оригинально объясняет такое распределение божественных свойств. Полученные нами из положительного Откровения имена Отец, Сын и Дух могут подать повод к ложным антропопатическим представлениям. В обычном словоупотреблении термин "отец" вызывает мысль о старости и умалении сил, для устранения чего следует Вечному Отцу усвоить по преимуществу атрибут Силы, или Мощи; термин "сын" вызывает представление о юности и связанной с нею неопытности и неведении, и чтобы удалить такую мысль, прилично называть Сына Божия по преимуществу Мудростью; наконец термин "дух" по человеческим понятиям указывает как бы на что-то высокомерное и рьяное (aliquid altum, superbum et impetuosum) — и в предотвращение этого подобает Духа Св. называть Благостью.

В творении мира Гуго Викторинец различает первоначальное творческое действие Божие и дальнейшее — устроительное. Материя мира создана вечным Богом в одном нераздельном акте, согласно слову Писания: Qui vivit in aeternum, creavil omnia simul. Здесь мир cyществует слитно и безразлично — in forma confusionis; дальнейший зиждительный процесс (шесть библейских дней) постепенно приводит все в определенный порядок — in formam dispositionis. Существование зла в мире оправдывается тем, что более достойно всемогуществу Мудрости и Благости Божией производить добро не только из добра, но и из зла. Зло не есть объективное нарушение воли Божией (что невозможно), а лишь субъективное состояние отдельных лиц, допускаемое Богом для общего блага. Антропология Гуго отличается односторонним спиритуализмом: человек по существу есть только дух, тело — лишь accidens. Такой взгляд, не позволяя Гуго Викторинец осмыслить учение о воскресении плоти, заставляет его ограничиться внешними и искусственными выводами и соображениями. — В учении о грехопадении и искуплении есть у Гуго Викторинец оригинальные частности, но в общем он не отступает от обычных воззрений схоластиков. Плодом искупления для человека Гуго Викторинец признает возможность достигнуть отчасти восстановления "ока созерцания", которое потеряно в грехопадении. Это восстановление, или восхождение к Богу, описывается как углубление в себя и затем оставление себя в Боге. Об учении Гуго Викторинец см. монографию Liebner'a (Лпц. 1832), о сочинениях Гуго Викторинец — исследование Horéau (P. 1886).

Вл. Соловьев.

Смотрии так же...