Грин, Роберт (Greene) — один из драматургов, предшествовавших Шекспиру, и его заклятый враг. Он род. около 1560 г.; учился в Оксфордском университете, потом посетил Францию, Испанию и Италию, где, по его собственному признанию, научился всем порокам, какие только существуют на свете. Выдержав экзамен на степень магистра искусств (1583), Грин скоро составил себе имя сочинением новелл наполовину эротического, наполовину нравоучительного содержания, в которых он подражал Лилли (одна из них, Пандосто, послужила впоследствии источником Зимней сказки Шекспира). Работая с необыкновенной легкостью, Грин думал не о славе, а о деньгах, которые ему щедро выплачивались издателями и которые он немедленно прокучивал в обществе Марло, Пиля, Наша и других представителей английской литературной богемы конца XVI века. В последние годы своей недолгой жизни он работал и для театра и написал несколько пьес, из которых три по крайней мере (Иаков IV, Монах Бэкон и Вэкфильдский полевой сторож) отличаются замечательными драматическими достоинствами. Возраставшая популярность Шекспира, начавшего свое поприще переделкой пьес своих предшественников, сильно повредила Грин и уменьшила его доходы; этим объясняются желчные отзывы Грин о Шекспире, которого он называет вороной, украшенной чужими перьями. Характер Грин представляет собою любопытное в психологическом отношении явление. Трудно найти писателя, у которого принципы и мнения, выражаемые в литературной деятельности, до такой степени расходились бы с инстинктами и поступками. Сочиняя нравоучительные повести, исполненные возвышенного лиризма стихотворения, выводя в своих драмах идеальные женские характеры, каких мы не встретим в английской драме вплоть до самого Шекспира, Грин вел беспутную жизнь и вращался в самых грязных поддонках лондонского общества. Прочтенная книга, услышанная проповедь заставляли его по временнам горько задумываться над своей жизнью; но это продолжалось недолго. Сознавая беспутность своей жизни, Грин не мог сладить ни со своим страстным темпераментом, ни с искушениями своего беспокойного, дурно направленного воображения. Раскаиваясь и проклиная себя, он тем не менее продолжал плыть по течению и погиб жертвой своей невоздержности. После одной пирушки, на которой было не в меру истреблено сельдей и выпито рейнского вина, он захворал и, оставленный своими собутыльниками, угас одиноко в хижине бедного сапожника, на 33 году своей жизни (1592). Современники были высокого мнения о драматическом таланте Грин Мирес ставил его, как комического писателя, наряду с Лилли и Шекспиром; враг Грин, Гарвей, в насмешку называет его королем картонной сцены, а Четтль величает его единственным народным драматургом в Англии — название, вполне заслуженное Грин, потому что ни у одного из современных драматургов нельзя найти столько сцен и типов, так сказать, живьем выхваченных из народной жизни. Значение Грин в истории английской драмы определяется тем, что он впервые придал более или менее художественную организацию тому роду драмы, который черпает свое содержание из народного быта и народных преданий. Что сделано Марло для трагедии и драматической хроники, то сделано Грин для народно-романтич. драмы. Как от Эдуарда II и Мальтийского жида Марло идут по прямой линии Венецианский купец и Ричард II, так от Монаха Бэкона и Вэкфильдского полевого сторожа и новеллы Пандосто идут по прямой линии Цимбеллин и Зимняя сказка. О Грин см. Bernhardi, "R. Greene's Leben und Schriften" (Лпц., 1874); Prof. Brown, "An Early Rival of Shakspeare" ("New Zealand Magazin" 1877, April); проф. Стороженка, "Роберт Грин, его жизнь и произведения" (Москва, 1878). Сочинения Грин изданы недавно Гроссартом (Лондон, 1881-1866). Первый том заключает в себе перевод на английский язык монографии Стороженка, с весьма существенными дополнениями и поправками, сделанными издателем.
Н. С.