Готшед

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЕ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ

Готшед

(Иоганн Кристоф Gottsched) — известный немецкий критик (1700-1766), сын пастора. Еще студентом напечатал несколько стихотворений. В диссертации об источнике пороков (1724) Готшед находит этот источник в несовершенстве разума; в другом исследовании ("Vindiciae systemata influxus physici") он говорит, что ни в какой области нельзя достигнуть истинного знания, если начала знаний не черпать из прочных основ философии. Эти его юношеские убеждения очень характерны для его последующей критической деятельности. Так как Готшед был высокого роста и хорошо сложен, то он подвергался опасности попасть в солдаты гвардии Фридриха-Вильгельма; чтобы избежать этого, он в 1724 г. перебрался тайком из Пруссии в Саксонию, в Лейпциг, где в 1725 г. открыл курс чтений об изящных искусствах, жестоко нападая на безвкусие и надутость современной ему немецкой литературы и как образцы для подражания выставляя древних и их разумных подражателей, французов. Скоро Готшед сделался председателем Лейпцигского литературного общества, между членами которого нашел много единомышленников и последователей; с их помощью он начинает издавать еженедельный журнал "Разумные порицательницы" ("Die vernünftigen Tädlerinnen"), имевший значительный успех. Журнал преследует грубость нравов немецкого общества, суеверие простого народа, педантизм ученых, страсть дворянства к французскому языку, но больше всего занимается литературными вопросами и проводит принципы "здравого смысла" и "чистого вкуса". В 1735 г., будучи уже профессором Лейпцигского университета, он женился на прекрасно образованной и талантливой Луизе Кульмус (Culmus, род. 1713 г., ум. 1762 г.). В доме их образовалось нечто вроде литературно-ученого салона, в который был открыт доступ студентам. Помимо университета, Готшед имел обширные связи с местной аристократией и был в переписке с владетельными князьями; ему удалось подчинить своему влиянию труппу актеров, которая приводила в исполнение задуманную им реформу немецкой сцены. Еще в 1730 г. Готшед издал "Kritische Dichtkunst für die Deutschen" (4-ое изд. 1751); ей предшествовала "Ausführliche Redekunst" (1728, 5-е изд. 1759), в которой как основные положения, так и подробности взяты от французских псевдоклассиков, но изложены с немецкою обстоятельностью. Установленные этой книгой принципы Готшед проводит в продолжение многих лет в критических статьях своего второго журнала ("Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie u. Beredsamkeit", 1732-44). Поэзия для Готшед есть соединение полезного с приятным, но польза стоит на первом плане; поучительность основной мысли и содержания — необходимое условие для всякого истинно хорошего произведения. Готшед стремится изгнать из литературы все грубое, неправильное, простонародное; со сцены гонит он Гансвурста (шута), из языка — шумиху фраз и поэтических фигур второй силезской школы, отовсюду — преувеличение, разгул фантазии, неправильность и следование плохим образцам. Для литературы, которая стоит на высоте своей задачи, он требует уважения со стороны общества и ученых и покровительства со стороны государства. Готшед стремится закрепить свои критические взгляды образцами и уже в 1732 г. ставит на сцену и печатает "правильную" немецкую трагедию "Умирающий Катон", которая, несмотря на полное отсутствие оригинальности и драматизма, имела большой успех на театре и выдержала 10 изд. — так силен был в то время авторитет Готшед и его теории. С начала 40-х годов XVIII в. Готшед и его последователи вступают в полемику с цюрихскими критиками Бодмером и Брейтингером (см. эти имена), с которыми прежде шли почти заодно, хотя цюрихцы и придавали слишком большое, по мнению готшедианцев, значение чудесному в поэзии и слишком высоко ставили Мильтона. Скоро в этой полемике приняла участие почти вся литературная Германия. Когда в 1748 г. появились первые песни Мессиады Клопштока, в котором цюрихцы нашли поэта по своему идеалу, а "Герман" Шёнайха, выставленный Готшед против Мессиады, не возбудил сочувствия в публике, победа стала явно клониться на сторону противников Готшед; на их сторону стал и только выступавший на литературное поприще Лессинг. Готшед умер, осыпанный унив. почестями, но потеряв почти всякий авторитет в литературе; имя его надолго сделалось синонимом педантизма в поэзии. Из поздних его произведений наибольший успех имело его руководство к изучению немецкого литературного языка ("Deutsche Sprachkunst", Лейпц., 1748 г., 6-ое изд. 1776), немало способствовавшее очищению последнего. Его "Материалы для истории драматического искусства с 1450 г." ("Nötige Vorrat zur Geschichte der deutschen dramatischen Dichtkunst von 1450 an") — и до сих пор необходимая книга для всякого занимающегося историей немецкого театра. После прекращения "Beiträge" Готшед издавал журналы: "Neuer Büchersaal der schönen Wissenschaften und freien Künste" (1745-54, и "Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit" (1751-65). Кроме того, он издал: "Die deutsche Schaubühne nach den Regeln und Exempeln der Alten" (1741-5; 2-е изд., 1746-50), "Handlexicon der schönen Wissenschaften und freien Künste" (Лейпциг, 1760), свои "Речи" (1749), свои "Стихотворения" (1736 г., новое изд. 1751) и много переводов. О нем см. Danzel, "G. und seine Zeit" (Лейпц., 1848). Ср. Braitmaier, "Die poetische Theorie G's und der Schweizer" (Тюбинген, 1879); А. Кирпичников, "Бодмер и Готшед Эпизод из истории второго возрождения" ("Русск. вестн." 1874 г., № 7). Жена Готшед (обыкновенно называвшаяся Gottschedinn), уже будучи замужем, выучилась по-латыни и по-гречески и была постоянной помощницей и сотрудницей своего мужа. Отлично зная англ. яз., она много переводила и писала; в ее комедиях (лучшей считается "Die Hausfranzösin") и некоторых политических статьях больше таланта и живости ума, чем во многих произведениях самого Готшед; лучше всего ее "Письма", изд. после ее смерти ее подругой v. Runkel (Дрезден, 1771).

А. Кирпичников.

Смотрии так же...