Госснер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЕ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ

Госснер (Иоанн Gossner, 1773-1858) — мистик; был в Мюнхене католическим священником и средоточием группы экзальтированных пиетистов, которые следовали учению графа Цинцендорфа (умер в 1760 г.) и были известны под именем "пробужденных" (Erweckten). Проповеди Госснер привлекали массу слушателей. Он сделал новый перевод Нового Завета, замечательно близкий к подлиннику. В мыслях Госснер бродил план основать в среде католической Церкви живую "братскую общину", наподобие гернгутерской, но официальное католичество восстало против "пробужденных", и в 1817 г., по восстановлении в Баварии иезуитского ордена, Госснер, лишенный места, вынужден был удалиться в Пруссию. Вскоре деятели Российского библейского общества призвали его в Петербург, куда он прибыл в 1820 г. и тогда же избран был в директоры Библейского общества. Здесь проповеди его имели большой успех не только в ближайшей пастве его, но и среди русских искателей мистической религиозности. В 1823-24 г. Госснер издал в Петербурге свою книгу "Geist des Lebens und der Lehre Jesu". Почитатель Госснер, отставной генерал-майор Брискорн, вздумал при помощи нескольких сотрудников перевести эту книгу на русский язык, но в том же 1823 г. он умер, и продолжение издания взял на себя Госснер, а секретарь Библейского общества, В. М. Попов, взялся кончить перевод. Этим-то обстоятельством воспользовалась интрига, направленная против Российского библейского общества и в частности против президента его кн. Голицына (см. Библейские общества). Магницкому удалось добыть из типографии несколько корректурных и отпечатанных листов, в которых найдено было богохульство и безбожие и которые должны были свидетельствовать о том, что книга эта уже будто бы была в большом количестве распространена в русской публике. Добытые листы были переданы Аракчееву, который убедил митрополита Серафима представить их императору. Интрига увенчалась полным успехом: кн. Голицын оставил свой пост, все лица, прикосновенные к изданию, — переводчики (в особенности В. М. Попов), два цензора (фон Поль и Бирюков), типографщики (Край и Греч) — были отданы под суд, сам Госснер весною 1824 г. был выслан за границу, а книгу его, согласно докладу Шишкова, велено было сжечь (вся эта история рассказана в отрывке из записок Греча, напечатанном в "Русском архиве" 1868 г.; обзор книги Госснер см. в "Библиографических записках" 1892 г., № 3 и 4). Высланный из России, Госснер одно время жил в Лейпциге литературным трудом. Стремления Госснер одухотворить догматы религии давно уже давали воззрениям его протестантский оттенок, протестантские пиетисты всегда возбуждали его симпатию; наконец он официально присоединился к лютеранской церкви, после чего состоял проповедником в Берлине. Здесь он принимал деятельное участие в учреждении школ, больниц и т. п. и много заботился о процветании миссионерства. Из соч. Госснер большим распространением пользовалось еще "Schatzkästlein" (1825). Ср. Prochnow, "Johann G. Biographie aus Tagebüchern und Briefen" (1864); Dalton, "Johann G." (2 изд., 1878).

Смотрии так же...