Гомилия

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЕ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ

Гомилия (όμιλία) — речь в собрании, беседа со многими. 1) Древнейший (времен апостольских) вид христианской храмовой проповеди, преимущественно речи тех пастырей-пресвитеров, которые не получили школьного образования, но, глубоко уверовав в истины христианства, излагали и объясняли их языком безыскусственным и простым, представлявшим прямую противоположность так называемому слову (λόγος) — τорме проповеди ораторски-искусственной (см. Гомилетика). — 2) Со времени правильного устройства в первобытной Церкви однообразного чина литургии с обязательным чтением в известном порядке священных книг Нового Завета именем Гомилия стали называться беседы пастырей на литургии, следовавшие непосредственно за прочтением Св. Писания и содержавшие в себе обязательно истолкование прочитанных мест — так называемых перикоп. Иногда, кроме перикоп, за литургиею в последовательном ряде Гомилия объяснялись и целые книги Священного Писания, не только Нового, но и Ветхого Завета, глава за главой, стих за стихом. Прототипом этого рода Гомилия послужила беседа Иисуса Христа в назаретской синагоге (Лук. гл. IV). Древнейшею из сохранившихся до нашего времени церковных Гомилия признается так наз. "второе послание Климента, епископа Римского, к коринфянам", недавно (в 1875 г.) найденное в составе 12 глав и изд. Вриеннием, названное "посланием" единственно потому, что эта Гомилия во многих списках была разослана из Рима в другие церкви. Ориген, в форме Гомилия (из них сохранилось свыше 200) изъяснивший почти все Св. Писание, своим примером узаконил этот тип проповеди на долгое время. На Востоке в IV в. лучшими представителями экзегетической Гомилия служат Василий Великий и особенно Иоанн Златоуст (от которого до нас дошло более 800 Гомилия), доведший этот тип проповеди до высшей степени совершенства. На Западе главными представителями Гомилия в патриотический период служат Гиларий Пуатьерский, блаженный Августин и св. Григорий Великий. В средние века на Зап. этот род проповеди носил название постиллы (postilla, т. е. беседа, сказанная post illа verba Scripturae Sacrae — после оных [прочитанных на литургии] слов Св. Писания). Более замечательные средневековые постилляторы: Бонавентура (умер 1271) и Николай де Лира (умер 1340 г.). Название постиллы Гомилия удержала на Зап. и в новое время, в эпоху Реформации: сам Лютер этим именем (Postillen) назвал свои Гомилия Во Франции в средние века Гомилия называлась проной (prone). Подробнее см. в "Истории первобытной христианской проповеди" проф. Н. Барсова (СПб., 1885 г.).

Н. Б.

Смотрии так же...