Гартлебен

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГАА
ГАБ
ГАВ
ГАГ
ГАД
ГАЕ
ГАЗ
ГАИ
ГАЙ
ГАК
ГАЛ
ГАМ
ГАН
ГАО
ГАП
ГАР
ГАС
ГАТ
ГАУ
ГАФ
ГАЦ
ГАЧ
ГАШ
ГАЭ
ГАЮ
ГАЯ

Гартлебен (Otto Erich Hartleben, род. в 1864 г.) — немецкий писатель-лирик, беллетрист и драматург. Выступил со стихами и повестями в духе Мопассана, подчеркивая реалистически грубую сторону жизни и обличая буржуазную пошлость. Его лирика ("Meine Verse", 1895) неоригинальна, но смела по форме и соединяет изящество с натурализмом содержания ("R ü ckkehr zur Natur" и др.). Основная нота поэзии Гартлебен — ирония над самим собой: прочувствованные любовные стихотворения он озаглавливает "Prosa der Liebe", противопоставляя в них тон римских элегий реалистическому содержанию. В рассказах и повестях Гартлебен иронический тон служит прикрытием для его чувствительности. Специальность Гартлебен — рассказы, сочетающие открытый цинизм со сдержанной сентиментальностью. Таковы: "Die Geschichte vom abgerissenem Knopf" (1892), "Vom gastfreien Pastor" (1895), "Die Serenyi" (1891), "Studententagebuch" (1888). Во всех этих рассказах Гартлебен — виртуозный сатирик, но внутреннее равнодушие, отсутствие всякой идейности лишает его глубины: он только насмешник без идеалов. Большой недостаток его рассказов — необыкновенная глупость действующих лиц, которых слишком легко дурачат в жизни. В драме Гартлебен тоже соединяет сентиментальность с иронией и дает колоритные бытовые картины разных слоев немецкого общества, основной его прием — изображать серьезные драматические столкновения, вытекающие из ничтожных житейских поводов. Он начал с пародии на ибсеновские мистические драмы, как "Брандт" и др., в "Der Frosch", потом писал много драм и комедий. Драма "Ang è le" (1891) рисует в очень непривлекательном свете корыстность женщин. "Hanna Jagert" (1893) — сатирическая комедия тоже на тему женского легкомыслия. Другие пьесы Гартлебен: "Erziehung zur Ehe" (1893), "Ein Ehrenwort" (1894), "Die Sittliche Forderung". Все они в ироническом тоне рисуют торжество житейской практичности над идеализмом возвышенных натур. Наибольший успех имела его новейшая драма "Rosenmontag", построенная на столкновении сословной офицерской чести с голосом сердца и совести. Вопрос не разрешен в драме Гартлебен и разработан без достаточной психологической мотивировки. Положения неправдоподобны, трагизм обстоятельств надуманный, но в изображении среды прекрасно воссоздана атмосфера офицерской жизни, и в этом причина успеха драмы.

З. В.

Смотрии так же...