Гайдуки

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГАА
ГАБ
ГАВ
ГАГ
ГАД
ГАЕ
ГАЗ
ГАИ
ГАЙ
ГАК
ГАЛ
ГАМ
ГАН
ГАО
ГАП
ГАР
ГАС
ГАТ
ГАУ
ГАФ
ГАЦ
ГАЧ
ГАШ
ГАЭ
ГАЮ
ГАЯ

Гайдуки (от венгерск. слова hajdù — погонщики). В Венгрии первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи, которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую войну, и, наконец, пешие легко вооруженные воины. Гайдуки составляли пехотную милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В 1605 г. Бочкай (см.) отвел им земли и даровал им значительные привилегии, которые в 1613 г. были подтверждены сеймом. До новейшего времени Гайдуки пользовались всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей. Поселения Гайдуки, уже в XVII ст. потерявшие свое военное значение, составляли автономный Гайдуков округ, занимавший 966 кв. км с населением в 62914 чел. (1869). В 1876 г. он вошел в состав комитата Гайду. От Гайдуки получила название венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и в Польшу. В XVIII стол. Гайдуки стали называться в Венгрии судебные прислужники присутственных мест и драбанты магнатов, а при немецких дворах лакеи и т. п. прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I Гайдуки назывались конные барские лакеи. У южных славян Гайдуки назывались люди, уходившие в горы и леса с целью мстить за притеснения турок. Сербск. ajduk, болгарск. айдутин, турецк. арамия, греческ. клефт — разные названия этого класса людей; аналогичное явление представляют далматинские ускоки (см. это сл.). Гайдуки — не простой разбойник; он — "мома" (молодец), "юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожец был "лыцарь". Таким выступает он в южно-славянском эпосе, в котором он следует непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами; "юнацкие песни" новейшего периода — по преимуществу гайдуцкие. У сербов и болгар походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам Гайдуки жили скрытно дома или у своих друзей. В походе болгарские Гайдуки носили одежду обыкновенную и простую, сербские Гайдуки, напротив, одевались в платье, расшитое разноцветными украшениями, на груди носили бляхи или крупные серебряные монеты, а на голове — шелковые шапки, с большою падавшею на грудь кистью. Гайдуки действует иногда один, но чаще набирает себе дружину (чету) или пристает к готовой. Численность дружины не превышала 30 человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя (байрак) и своего предводителя — арамбашу. Добыча делилась поровну. Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слову и обету — мстить за неправду и кровь неповинных жертв турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь испытанный юнак. Песни изображают гайдуков людьми набожными, благочестивыми. Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в продолжение которого Гайдуки, как наши запорожцы, избегали женского общества. Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами становиться Гайдуки и даже предводительствовать четами. В болгарских песнях воспеваются "войвода Бояна", "мома Елена" и др. В конце прошлого столетия известна была Сирма-войводка, предводившая отрядом Гайдуки, которые долго не знали, что их начальник — женщина. Гайдуки действовали на турок страхом мщения и этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознаниe своей независимости и уверенность в народном сочувствии делали Гайдуки настоящей судебной властью. Гайдуцкий суд происходил на общем собрании дружинников. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Не всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли "гласоношу" или "книгоношу" (письмоносца) с предостережением об исправлении несправедливости в назначенный ими срок. По отношению к изменникам ("отпадникам", "отлюдам") Гайдуки были беспощадны. Они всегда оставляли неприкосновенным девичье приданое; ограбить девицу, по их мнению, было то же, что ограбить церковь. Народ считал подвиги Гайдуки настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока есть в лесу Гайдуки, до тех пор будет и правда". Когда народное негодование на притеснителей перешло в Сербии в восстание, Гайдуки явились его естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал Гайдуки, Милош — также. Знаменитейший из болгарских Гайдуки — известный писатель Георгий Раковский. Пойманного Гайдуки турки сажали на кол; обыкновенно ему предлагалось для спасения жизни принять магометанство, но это отвергалось им с презрением. Кроме сборников песен сербских и болгарских, см. соч. бывшего болг. Гайдуки Панайота Хитова: "Мое-то путувание по Стара планина и животописание-то на некой Булгарски стари и нови воеводи", изд. под ред. Л. Каравелова (Бухар., 187 2; русск. перев. в "Славянском Сборнике", т. II, СПб., 1877); А. Пыпин, "Герцеговинские Гайдуки сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, № 6).

Смотрии так же...