Гайдн, Йозеф

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГАА
ГАБ
ГАВ
ГАГ
ГАД
ГАЕ
ГАЗ
ГАИ
ГАЙ
ГАК
ГАЛ
ГАМ
ГАН
ГАО
ГАП
ГАР
ГАС
ГАТ
ГАУ
ГАФ
ГАЦ
ГАЧ
ГАШ
ГАЭ
ГАЮ
ГАЯ

Гайдн, Йозеф (Joseph Haydn) — знаменитый композитор; родился в 1732 г. в местечке Рорау в Австрии; первоначальное музыкальное образование получил у Рейтера, директора капеллы собора св. Стефана в Bене. Крутой нрав Рейтера заставил Гайдн покинуть капеллу и приютиться у некоего Келлера, который из сострадания не отказал ему в помещении. Несмотря на тяжелое положение, Гайдн усердно занимался изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Ему удалось сблизиться с известным музыкантом Порпорою, занятия с которым были для него очень полезны. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были симфония (первая) и опера "Хромоногий бес". С 1760 г. начинается еще более обширная художественная деятельность Гайдн, получившего место капельмейстера у князей Эстергази. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, еще более упрочили славу Гайдн Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: "Сотворение Mиpa" и "Четыре времени года". Эти две обширные композиции и три квартета для струнных инструментов были последними произведениями Гайдн, который умер в 1809 году. Композиторская деятельность Гайдн отличалась замечательною плодовитостью: 118 симфоний 163 пьесы для баритона, 19 месс, 83 квартета для струнных инструментов, 44 сонаты, 8 немецких опер, 14 итальянских далеко не исчерпывают всего, что написал Гайдн, число сочинений которого доходит до 800. Он пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки Гайдн по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. В инструментовке Гайдн открыл новые пути; никто до него не понимал так тонко оркестровый колорит. В симфониях и квартетах он с удивительным мастерством разрабатывал свои мысли, простые и своеобразные. В особенности лондонские симфонии и квартеты следует считать образцами, имеющими большое воспитательное значение для музыканта. В операх Гайдн далее прекрасной фактуры не шел; драматический стиль был ему чужд. Несмотря на то, что Гайдн был чрезвычайно религиозен, в церковных произведениях он редко доходил до настоящего церковного стиля. Его мессы носят светский характер. Более доступны дарованию Гайдн opaтории, в которых встречаются страницы чудной красоты. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.

Ср. Dies, "Haydn's Biographie" (Вена, 1810); Ludwig, "Joseph Haydn. Ein Lebensbild" (Нордг., 1867); Pohl, "Mozart und Haydn in London" (Вена, 1867); его же, "Joseph H." (Берл., 1875).

H. С.

Смотрии так же...