Викраморваси

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВИА
ВИБ
ВИВ
ВИГ
ВИД
ВИЕ
ВИЁ
ВИЖ
ВИЗ
ВИИ
ВИЙ
ВИК
ВИЛ
ВИМ
ВИН
ВИО
ВИП
ВИР
ВИС
ВИТ
ВИФ
ВИХ
ВИЦ
ВИЧ
ВИШ

Викраморваси (Vikramorvaçî — У рваси, приобретенная силой) — одна из драм Калидасы, изображающая историю любви царя Пуруравы (Purûravas) к прекрасной нимфе Урваси (Urvaç î), о которой упоминается уже в Ригведе. Этот же миф дает содержание одной из легенд Шатапатха-брахмана (Çаtapatha-Brâhmana). Содержание пятиактной драмы следующее: прекрасную Урваси похищают демоны; король Пурурава узнает об этом и освобождает ее, причем оба влюбляются друг в друга. Тайна его любви выдана болтливым Видушакой (см. это сл.) королеве, которая вдобавок находит оброненный тем же Видушакой березовый (bhûrja) листок; на этом листике Урваси во время свидания с Пуруравой написала свое признание в любви. Королева разгневана и ревнует. Тем временем Урваси, отозванная на небо для исполнения роли в драматическ. спектакле, который устраивается для бога Индры, занятая своей любовью, проговаривается во время представления и, вместо имени Пурушоттама (Вишну), произносит имя Пуруравы (на вопрос, кого она любит). За это ее прогоняют с неба, но позволяют все-таки соединиться с Пуруравой и жить с ним, пока у них не будет потомства. Королева в конце концов соглашается на то, чтобы влюбленные соединились. Но счастье их непродолжительно: Урваси в припадке ревности, вызванной тем, что Пурурава посмотрел на встреченную ими во время прогулки девушку, убегает от него в священную рощу, куда не смеет входить женщина. За это она превращается в лиану. Огорченный Пурурава блуждает в отчаянии по лесу и тщетно просит разных птиц и животных помочь ему (павлина, фламинго, чакравака, пчелу, даже гору и лесной поток). Только волшебный красный камень соединения может помочь ему найти Урваси, но никто не может его указать ему. Вдруг камень падает в его руки, и Пурурава, влекомый необъяснимой силой, сжимает в своих объятиях стройную, как Урваси, лиану, которая и превращается в настоящую Урваси. Последний акт рисует нам влюбленных наслаждающимися уже много лет безмятежным счастьем, как вдруг разносится весть, что волшебный камень похищен коршуном. Но вскоре какой-то мальчик из касты кшатрия убивает коршуна и возвращает камень. Оказывается, что этот мальчик сын Пуруравы и Урваси, которого Урваси растила тайком, чтобы продлить свое пребывание у Пуруравы, ибо Индра позволил ей оставаться у Пуруравы до тех пор, пока тот не увидит от нее потомства. Опечаленная Урваси раскрывает все и говорит, что должна покинуть Пурураву. Но Индра умилостивляется и посылает вестника возвестить любящим, что Пурурава может оставить у себя Урваси до конца жизни. Не таков конец старинной легенды Шатапатха-Брахмана. Согласно этой легенде, Урваси покидает своего мужа Пурураву навсегда. Санскритский текст драмы издан неоднократно: Ленцом в Берлине 1833 г. с латин. переводом и примечаниями, Боллензеном с прозаическим немецким переводом (СПб., 1846), Shaukar P. Pandit (Бомбей, 1879) и Пишелем. Переводы поэтические: Hoefer'a (Берлин, 1837), Нirzеl'я (1838), Lobedanz'a (Лейпциг, 3 изд. 1884) и особенно выдающийся L. Fritze (Лейпциг, 1880, Reclam "Univ. Bibl.", № 1465). Французский перевод Foucaux (Париж, 1879).

С. Булич.

Смотрии так же...