Веске Михаил Петрович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕА
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕФ
ВЕХ
ВЕЦ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

ВескеМихаил Петрович — замечательный исследователь в области финских языков, род. 1843 г. в семье эстонского крестьянина в усадьбе Веске Лифляндской губ.; посещал местную деревенскую школу и имел в виду сделаться сельским учителем, но желание стать миссионером и отправиться в Ост-Индию побудило его (1866) поступить в лейпцигский миссионерский дом. Богословские науки не были, однако, в состоянии удовлетворить молодого эстонца, жаждавшего практической деятельности; он решил посвятить себя служению родному народу, изучению его языка и быта, пробуждению его национального самосознания. В 1867 г. он поступил в Лейпцигский университет, где более всего занимался индогерманским языковедением, чтобы потом с большим успехом приняться за исследование финских языков. В 1872 г. за диссертацию "Untersuchungen zur vergleichenden Grammatik des finnischen Sprachstammes" (Лейпциг) признан был доктором философии. Все это время Веске Михаил Петрович получал пособие от великой княгини Елены Павловны, которая по ходатайству русск. генерального консула в Лейпциге, Таве, назначила ему ежегодную субсидию в 200 талеров. В 1873 г. вел. кн. Елена Павловна скончалась, и Веске Михаил Петрович вынужден был возвратиться на родину. На первых порах своего пребывания в Дерпте он жил частными уроками, но в сентябре 1874 г. был избран лектором эстонского языка при Дерптском университете. С этого времени он почти каждое лето предпринимал поездки с научными целями в эстонские приходы, а летом 1880 г. ездил в Финляндию. Во время своих путешествий Веске Михаил Петрович собирал народные песни (числом более 1500), материалы для определения диалектических различий и изучения мифологии. Лингвистические исследования его имели не одну теоретическую цель. Ученый, поэт и журналист в одно и то же время, Веске Михаил Петрович в народных говорах черпал материалы для литературного эстонского языка. Научная деятельность его шла рука об руку с общественной. В общественной жизни Веске Михаил Петрович выступил пламенным борцом за национальное возрождение эстов, восставал против германизации своего народа и свои симпатии и антипатии с особенной силой проявил во время ревизии края, произведенной сенатором Манасеиным. В 1885 г. Веске Михаил Петрович по ходатайству Дерптского университета, отправлен был правительством на два года в Венгрию, а оттуда на Волгу и на Урал для исследования мадьярского и восточно-финских языков; в 1887 г. он был назначен преподавателем финских наречий в Казанском университете, который еще в 1882 г. предложил Веске Михаил Петрович примкнуть к экспедиции, снаряжавшейся к черемисам. В 1889 г. Веске Михаил Петрович предпринял поездку для изучения мордвы. Результатом двух путешествий к местным инородцам, черемисам и мордве, были "Исследования о наречиях черемисского языка" (Каз., 1889) и собрание 200 черемисских и мордовских песен. В Казани же Веске начал важнейший труд свой, "Славяно-финские культурные отношения по данным языка" (т. I, Каз., 1890), в котором первый решительно и определенно высказал мысль о широком доисторическом влиянии славянства на финский мир. За обработкой второго тома этого труда постигла его неожиданная смерть (4 мая 1890). Веске Михаил Петрович был редактором научного и беллетристического журнала "Ота Маа" ("Родная земля"), издаваемого на эстонском языке с 1884 г. Отдельные статьи его в области эстонской мифологии и эстонского яз. печатались в изданиях эстонских ученого и литературного обществ; список их см. в статье о Веске И. Смирнова (в "Этнографическом обозрении" 1890 года, № 3).

Смотрии так же...