Венец

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕА
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕФ
ВЕХ
ВЕЦ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Венец — название головного убора, состоявшего первоначально из сплетенных кольцом древесных ветвей, цветов или трав; иногда концы его не скреплялись вместе, а к ним привязывались ленты, посредством которых Венец завязывался на голове. Впоследствии, когда вошли во всеобщее употребление металлические венцы, первоначально точные копии естественных, названиe Венец перешло к первым, тогда как поcледниe стали называться венками. Употребление венцов восходит к незапамятным временам. Уже в глубокой древности им придавали особенное значение, украшая ими изображения богов и посвящая их последним. Так, Юпитеру посвящен был Венец из разных трав и цветов, а иногда дубовый или лавровый; Бахусу — из хмеля и дикого винограда, Минерве — оливковый; Плутону — кипарисовый или еловый и т. д. Обычай украшать венцом изображения богов вскоре перенесен был на лиц, близко стоявших к ним — жрецов. Не только сами жрецы, но вскоре и все относящееся к жертвоприношению — сосуды, животные и проч. стали украшаться венцами, обыкновенно из кипариса и ели; они имели также большое значение и при погребальных церемониях. Обычай возлагать венцы (венки) на усопших сохранился до наших дней. Венцы употреблялись и при брачных церемониях, и при других торжествах. Пирующие иногда возлагали на себя три венца — на голову, на лоб и на плечи. Венцы из цветов служили символом радости; когда вождь возвращался после удачного похода в родной город, то путь его усыпали Венец, украшали ими окна домов и т. п. Римский консул Клавдий Пульхер ввел в употребление золочение основы венца, а также и прикрепление металлических листьев к древесным ветвям. К таким Венец обыкновенно привязывались ленты, ниспадавшие по плечам. Венцы употреблялись также и в виде особого отличия или награды. В зависимости от назначения, различались: 1) Венец погребальный — обыкновенно кипарисовый и еловый; 2) Венец свадебный, или брачный, — из померанца или других живых цветов (см. ниже); 3) Венец гражданский (corona civica) — из дуба, за спасение жизни гражданина; 4) Венец оливковый — в награду за заключение славного мира; 5) Венец осадной — из разных трав; подносился полководцу, освободившему от осады город; 6) Венец почетный (corona ovalis) — Венец из мирта, возлагавшийся на полководца, которому устраивалась торжественная встреча, и 7) Венец триумфальный, которым венчался полководец, одержавший блистательную победу. Он первоначально состоял из лавра, а затем был из массивного золота (см. Диадема, Корона).

П. ф. Венец

Венец брачный. — Появление венца брачного в России относится к первым временам христианства. В самую древнейшую пору они делались из дерева и металла и имели форму обруча, украшенного орнаментами и священными изображениями. Впоследствии господствующей формой брачного венца была диадема, отличительным признаком которой было обилие драгоценных украшений и жемчужных привесок. Кроме того, в памятниках византийской древности находим еще один род брачного венца — это те же древние обручи с прикрепленными к ним конусообразными наглавиями, похожие на великокняжескую шапку. В XVII в. обычный широкий обруч украшался по верхнему ребру четырьмя противолежащими фигурами трилиственника. Это была новая форма брачного венца, заимствованная с Запада. Последняя, в хронологическом порядке, форма брачного венца приближается к обычному типу современной нам европейской короны. В основе ее лежит тот же обруч диадемы, окаймленный по верхнему ребру сплошным рядом зубцов или шипов с перекрестием вверху, состоящим из двух или трех скрещенных дуг, в центре пересечения которых находится колонка с маковицею и крестом. Наиболее типичное отличие этой формы составляет перекрестие из двух или трех высоких дуг. В числе украшений брачного венца чаще всего встречается изображение деисуса или изображение знамения Богоматери. Последнее, впрочем, более встречается в венцах женских и является обычным в новгородских венцах, как изображение местной святыни. На задней стороне венца изображался крест с тростью, копьем и обычными надписями; по бокам — херувимы и серафимы.

Венец Р.

Венец царский, или царская шапка, употреблялся и употребляется при венчании (см. это сл.) русских государей. Он всегда был золотой и украшенный драгоценными камнями. По сказанию, Венец был впервые прислан в Россию при Владимире Мономахе (ум. 1126 г.) из Константинополя, отчего и называется "шапкою Мономаха". По мнению Вельтмана (см. его статью "Царский венец и царские утвари вел. кн. Владимира I" в "Чтениях московск. общ. истории и древн.", 1860, № 1), Венец мог быть вывезен, вместе с другими предметами, еще Владимиром Святым.

Венец — старинный головной убор русских княжон, царевен и вообще девиц. Венец княжен и царевен и царских невест делался обыкновенно из металлической цки (доски) и прорезывался насквозь каким-либо узором, с городками или зубцами, или теремами вверху. Венцу "с городы", изображавшему дом в несколько ярусов, было присвоено преимущественно перед другими царственное значение. Прототипом таких венцов служили древнейшие венцы восточных царей и цариц, в каких они изображались на монетах и других памятниках. Надевался он на голову или прямо без всякого убора, или с уборами, каковы были рясы (длинные пряди из жемчуга и каменьев, привешиваемые по сторонам венца), поднизь (начельник, прикладывавшийся к Венец с передней, налобной стороны, в виде перевязки или в виде сетки с жемчужными или золотыми висюльками по нижнему краю) и косник или накосник (состоявший из кисти золотой, шелковой или жемчужной, которая вплеталась в косу). Венец свадебные украшались жемчугом, драгоценными каменьями, прорезывались разными "травы с финифты" и были "подложены" то тафтою "червчаток", то атласом.

Смотрии так же...