Вебер, Карл Мария Фридрих Август

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕА
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕФ
ВЕХ
ВЕЦ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Вебер, Карл Мария Фридрих Август (Weber) — барон, знаменитый германский композитор, принадлежит к могучей плеяде музыкальных деятелей начала XIX столетия. Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в продолжение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил "Тангейзера" и "Лоэнгрина". В особенности в "Эврианте" охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах нашего столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.

Даровитость Вебер бьет ключом в его трех последних операх: "Волшебном стрелке", "Эврианте" и "Обероне". Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию Вебер Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением. Вебер — большой мелодист. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, Вебер оставил замечательные образцы.

Вебер родился 18-го декабря 1786 года. Нельзя сказать, чтобы он в молодости прошел систематическую и строгую музыкальную школу. Рано начав заниматься музыкой, Вебер, вследствие постоянных странствований его отца, погруженного в разные музыкальные предприятия, был лишен возможности систематически заниматься у какого-нибудь одного преподавателя. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более продолжительное время, был Гешкель, затем по теории — Михаил Гайдн. Первые произведения Вебер, появившиеся в печати в 1798 году, были маленькие фуги (6). Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошел с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера. Первым сценическим опытом Вебер была опера "Die Macht der Liebe und des Weins". Хотя Вебер в ранней молодости писал много, но первый успех выпал на его долю благодаря опере "Das Waldmädchen" (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием "Сильвана", до сих пор держится на многих оперных германских сценах. Написав оперу "Peter Schmoll und seine Nachbarn" (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату "Der erste Ton", оперу "Абу Гассан" (1810), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал. Популярность его началась с 1814 года, когда он сочинил воинственные песни на стихи Теодора Кернера: "Lützows wilde Jagd", "Schwertlied" и кантату "Kampf und Sieg", по случаю битвы при Ватерлоо. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех. Еще в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет "Фрейшютца"; но только в 1819 г. он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Киндом. "Фрейшютц", поставленный в 1821 г. в Берлине, вызвал положительный фурор, и слава Вебер достигла своего апогея. "Наш стрелок попал прямо в цель" — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивленный произведением Вебер, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Вебер следует писать одну оперу за другой. До "Фрейшютца" в том же году была поставлена "Прециоза" Вольфа, с музыкою Вебер По предложению, сделанному Венской оперой в 1822 г., Вебер написал "Эврианту" (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как "Фрейшютца". Последним произведением Вебер была опера "Оберон", после постановки которой в Лондоне в 1826 г. Вебер скоро умер. В 1861 г. воздвигнут Вебер памятник в Дрездене, работы Ритшеля.

Ср. "Hinterlassene Schriften", изд. Геллем (Дрезден, 1828); "Karl Maria von W. Ein Lebensbild", Макса Марии фон Вебер (1864); "Webergedenkbuch" Кохута (1887); "Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin" (Лейпциг, 1886); "Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W." (Берлин, 1871).

Из произведений Вебер, кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; "Concert-stück", op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; концертный дуэт для фортепиано и кларнета, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, концерт для кларнета, andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, "Auforderuug zum Tanz" ("Invitation à la danse") и др.

Н. Соловьев.

Смотрии так же...