Бразильская литература

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БРА
БРД
БРЕ
БРЁ
БРЖ
БРИ
БРО
БРТ
БРУ
БРЫ
БРЭ
БРЮ
БРЯ

Бразильская литература является вначале лишь отпрыском португальской, пересаженным за Атлантический океан. Долгое время этот отпрыск не принимался, но мало-помалу своеобразно развернулся и в новейшее время достиг известной самостоятельности. Литература пустила ростки в Бразилии вскоре после колонизации страны иезуитами. Уже в середине XVI стол. выступает на литературное поприще поэт Бенто-Тейксейра Пинто, автор "Prosopop é a". Собственно ряд бразильских поэтов начинается с братьев Эвзебио и Грегорио де Маттоса, которые жили во второй половине XVII ст. и подражали еще португальским и испанским писателям. Впрочем, некоторые стихотворения Грегорио почерпнуты из родной жизни. Оттенок местного колорита носят отчасти также произведения подражателей Маттоса, среди которых выделяется Маноэль-Ботельхо де Оливейра (1686—1711). Вслед за сатирою появляется уже и драма. Когда резиденциею вице-короля сделалась Бахия (с 1720 г)., там образовались, по обычаю того времени, кружки ученых и Академии художеств (искусств) — первая из них Академия Бразилика-дос-Эсквечидос ("Academia Brazilica dos Esquecidos") 1724—25, Академия дос-Фелисес (dos Felizes) 1733, Академия дос-Пелектос (dos-Pelectos) 1755, Академия дос-Ренасчидос (dos-Renascidos) 1759—60. Литература получила придворное и академическое направление и усвоила себе панегирический стиль. Сюда относятся поэт Маноэль де Санта-Мария (род. в 1704) и историк Себастиайо-да-Роча Питта (Sebasti â o-da-Rocha Pitta, 1660—1738). С перемещением резиденции вице-короля в Рио-де-Жанейро (1763), возник здесь вскоре новый центр образования и культуры. На литературное развитие страны приобрела преобладающее влияние одна из Академий, покровительствуемых двором и состоявших из придворных ученых, поэтов и художников, именно так назыв. Arcadia ultramarina (заокеанская Аркадия), основанная Маноэлем-Игнасио-да-Сильва-Альваренга и Хозе-Базилио-да-Гама, по образцу Римской академии "Arcadia". Между тем, в провинции Минас-Жерес (Minas-Geraes) зародилось стремление к политической самостоятельности и к независимости от метрополии. Носители этой идеи составили вместе с тем особую школу Минасских поэтов (poetas mineiros), откуда исходил толчок к эмансипации от Португалии и в литературном отношении. Новое направление прокладывало себе путь на первых порах лишь робко, но постепенно сказывалось все заметнее. Продолжали следовать форме, господствовавшей в португальской поэзии, но старались придать своим произведениям местный колорит, черпая содержание из природы, быта и истории Бразилии. Такой характер носят два первых значительных эпических произведения, принадлежащие бразильским поэтам, поэмы Хозе-Базилио-да-Гама (1740—1795) "Uruguay" и Фрей-Жозе де Санта-Рита-Дураио (Frei Jos è de-Santa Rita Durâo, 1736—84), "Caramurù ". Правда, в обеих поэмах еще преобладает сознание зависимости от метрополии и ее цивилизующего влияния, и авторы прославляют еще успели португальского оружия и колонизации, но видно и другое течение. С особенною силою поэты выдвигают отличительные свойства бразильской природы и жизни, и их симпатии лежат преимущественно на стороне туземцев. Таким образом, уже начинает пробуждаться сознание бразильской национальности в отличие от португальской. Новое направление сказывается также заметно в лирических произведениях, хотя не так сильно, как в эпосе. Выразителями его являются лирики минас-жаресской школы, поэт Клавдио-Маноэль-да-Коста (1729—90), мулат Маноэль-Игначио-да-Сильва-Альваренга (1740—1814), Игначио-Жозе де Альваренга-Пейксото (1748—93) и превосходящий всех их талантом Томасо-Антонио-Гонзага (1774—1809), которого "Lyras" и "Маriliа de-Diuceu" содержат народные песни (modinhas). Заслуживают также внимания современники их, поэты из других провинций Бразилии, хотя они и менее оригинальны, именно: мулат Домингос-Кальдас-Барбоза (Domingos Caldas Barboza, 1740—1800) — его "Viola de-Lereno" нельзя отказать в некотором значении, Франсиско де Мелло-Франко (1757—1823), Бенто де Фигурейдо-Аранха (Bento-de-Figueiredo-Aranha, 1769—1811) и Хоаким-Хозе да-Сильва (Joaquim Jos é-da-Silva).

С переселением португальского двора в Рио-де-Жанейро в 1808 г. начинается новая эпоха политического и литературного развития Бразилии, полное же освобождение (1822 г. 7 сент.) от метрополии повело к освобождению бразильской литературы от влияния Португалии. Прежде всего получило здесь развитие христианское направление поэзии. Оно черпало вдохновение в христиано-католических верованиях народа и заимствовало оттуда содержание и образы, отвергнув вместе с тем классическую мифологию, которая до того времени преобладала в бразильской поэзии. Корифеями этого направления были де Сонза-Кальдас (Аntonio Pereira de-Sonza Caldas, 1762—1814) и де Сайо-Карлос (Frei-Francisco de-S â o-Carlos, 1763—1029), которые отличались также блестящим духовным красноречием. Из числа их подражателей следует выдвинуть Оттони (Jos é Eloy Ottoni, 1764—1851). Наряду с этим религиозным течением и почти в одно время с ним стал приобретать значение в молодой литературе элемент национальный, который обнаруживался в патриотических и собственно политических стихотворениях. Многие поэты принимали активное участие в государственных делах, поэтому все политические партийные взгляды проникали также и в поэзию. Так, напр., известный министр Андрада-э-Сильва (Jos é Bonifacio de- Andrada е Silva, см. это сл.) прославился особенно своими превосходными патриотическими и политическими стихотворениями, чего нельзя сказать о его несколько сантиментальных песнях любви, где автор идет по стопам Елизио (Filinto Elysio). Его современник, морской министр Барбоза (Francisco Vilella Barboza, маркиз Паранагуасский, 1769—1846), написал "Cantata à Primavera" и прекрасную безыскусственную элегию на смерть своего друга Дона Педро I, которые принадлежат к перлам бразильской литературы. Министр юстиции Бранко (Manoel Alves Branco, 1797—1855), менее выдающийся как поэт, известен своею восторженною одою "К свободе" (á liberdade). Видное место следует отвести дипломату и сенатору Баррос (Domingos Borges de Barros, 1783—1855), который воспевал в своих произведениях любовь и красоту. Из поэтов этого времени можно еще выделить каноника да-Кунья Борбоза (Januario-da-Cunha Barboza, 1780—1846) за его эпико-описательную картину прелестного Никтеройского острова. Далее, известны Феррейра (Gualberto Ferreira), благодаря своим "Georgicas Brasileiras", и дипломат Тейгсера де Маседо Alvaro (Техеirа de-Macedo, 1807—49), особенно своим эпическим произведением "А festa de Baldo", которое отличается комико-сатирическим характером. Здесь же следует упомянуть о до Монте-Альвернэ (Francisco do-Monte Alverne, 1784—1858), который превзошел всех своих предшественников в искусстве духовного красноречия. В то же время выдвинулись, как прекрасные прозаики, Перейра де Фонсека (Маrianno Jos é Pereira da Fonseca, маркиз Марика, 1773—1848) своими эпиграмматическими изречениями и де Морас-э-Сильва (Antonio de-Mor á es е Silva, 1756—1820) своими изящными переводами. Последний приобрел себе имя также в науке, как филолог. Затем следуют другие менее известные и значительные поэты и писатели.

Под управлением Дона Педро II, литература получила дальнейшей толчок к самостоятельности. Прежние поэты, времен Дона Педро I, еще не решались отступить от португальской формы поэтического творчества. Сознательное стремление сбросить с себя и эти узы обнаруживают некоторые более молодые поэты, как, напр., Рибейро (Francisco Bernardino Ribeiro) и Кейрога (Antonio Augusto de Qaeiroga). Однако вполне удалось это сделать лишь Гонсальвесу де Магельясу (Domingos Jos é Gonsalves de Magelhaes). Его "Suspiros poeticos е Saudades" (1836) положило основание новой школе бразильских поэтов. Возникшая, с одной стороны, под влиянием чувства любви к родине (нативизм), которое проснулось с новою силою, с другой стороны, под влиянием романтизма, с которым Magelhaes познакомился во Франции, эта школа поэтов может считаться истинно национальною. Другое произведение Magelhaes'a: "Mysterios" содержит много прекрасных мест, захватывающих душу читателя. Его драматические и эпические произведения отличаются тем же самым направлением, и здесь он явился также новатором. Magelhaes — первый бразильский поэт, который поставил на сцену оригинальные произведения, трагедии: "Аntonio Jos é " и "Olgiato". Между тем, в его поэмах, особенно в эпосе "Тамойосские союзники", впервые вылилось во всей своей полноте сознание самобытности (нативизм), и свободный поэт, не связанный более ничем с португальцами, мог теперь воспевать свободную родину. Из последователей Magelhaes'a выделяется прежде всего Арауйо-Порто-Алегре (Manoel de Araujo Porto-Alegre, см. это сл.), превосходный эпический поэт (его поэмы: "Brasilianas" и "Colombo"), далее Гонсальвес-Диас (Antonio Gonsalves Dias, см. это сл.), после Magelhaes'а самый выдающийся лирический поэт, который замечателен и по своим эпическим произведениям, и Joaquim Ma n oel de Macedo (см. это сл.). Трагедии Маcedo имели большой успех, но он стал известен главным образом как новатор в области романа. Что касается совершенства языка и изящной формы, то величайшим мастером в этом считается поэт Мендес (Manoel Odorico Mendes, род. в начале XIX ст.). Другие популярные поэты новейшего времени, кроме талантливых, умерших в молодых годах: Мендес Альварес де Азеведо (Manoel Antonio Alvares de Azevedo, 1831—52) и Хункейра Фрейре (Luis Jos é Junqueira Freire, 1832—55), это — многосторонний Сонза-е-Сильва (Joaquim Norberto de Sonza е Silva, род. в 1820 г.) и не менее плодовитый и многосторонний Тексейра-е-Сонза (Antonio Gonsalves Teixeira е Sonza, род. в 1812). Его "Саnticos lyricos" пользуются такою же любовью как и его романы: "О Fil h o de Pescador" и "A Providencia". Далее, к числу новейших поэтов принадлежит Тексейра (Joaquim Jos é Teixeira), известный баснописец, и Пенна (Luis Carlos Martins Penna), автор многих комедий. За этот период конституционного правления успели, конечно, явиться, наряду с духовными, и политические ораторы. А так как бразильцы обладают природным даром слова, то они уже вскоре выдвинули таких прекрасных парламентских ораторов, как братья Antonio Carlos и Martin Francisco Andrada, Lino Coutinho, виконт Jequitinho n ha и др. В качестве исторических писателей приобрели себе почтенное имя особенно Ioao Manoel Pereira da Silva ("Varoes illustres dos Tempos coloniaes") и Adolpho de Barnhagen ("Historia geral do Brasil"), а также Joao Francisco Lisboa.

Cp. Вольф, "Le Br ésil litté raire" (Берл., 1864); Silvio Romero, "Historia da litteratura brazileira" (Pио, 1888).

Смотрии так же...