Багдад (г.)

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЭ
БАЯ

Багдад (г.)средние века носил на Западе название Балдах) — главный город одноименного азиатско-турецкого вилайета, который, за выделением из него в новейшее время двух новых самостоятельных вилайетов (Ливас-Моссул и Басра), имеет не более 1200000 жит. Город находится в средней Мессопотамии, под 33°20' сев. шир., и расположен по обоим берегам Тигра, причем две трети занимают левый берег реки, носящей там местное название Шат, старый же Багдад, резиденция калифов и некогда величайший город мусульманского мира, лежит на правом берегу. Через Тигр здесь ведут два, на 17 — 19 понтонах, плашкаутных моста длиной в 200 — 220 м. Восточный город (на левом берегу) окружен почти совсем обрушившейся стеной, которая в свою очередь обведена глубоким, ныне безводным рвом, западный защищен обсыпавшимся теперь земляным валом; турецкое правительство проектировало полное восстановление укреплений. Лежащая в северо-западн. части восточного города четырехугольная построенная из кирпича цитадель наполовину разрушена и, так как она с двух фронтов тесно окружена городскими домами, лишена всякого значения. Дома строятся из кирпича и состоят из подвала и нижнего этажа, крыша которого представляет террасу. Почти все окна раскрываются в сторону двора, который в домах знатных украшается фонтанами. Летом, при господствующей там сильной жаре, жители проводят дни в подвальных помещениях (называемых Сердаб), куда не проникает солнечная жара и где сравнительно прохладно, ночью же они спят на террасах (т. е. плоских крышах) домов. Зимой настолько прохладно, что приходится для отопления жилых помещений прибегать к жаровне (мангал), печей в домах нет. Население (до 60000) представляет пеструю смесь арабов, турок, курдов, евреев, армян, сирийцев, несториан, многочисленных персов и незначительного количества индусов. Магометане распадаются на два почти одинаковых лагеря шиитов и суннитов, относящихся враждебно друг к другу. До 1831 г., когда население значительно сократилось вследствие чумы и наводнения, число жителей превышало 100000 чел. Персы ведут здесь под покровительством турецкого правительства обширные торговые обороты. Евреи (20000) живут в особом участке; они имеют три синагоги и ведут обширную торговлю. Между зданиями выдаются конак (дворец генерал-губернатора) и английское консульство с прекрасным садом. При кратковременном управлении Мидхата-паши было много сделано для городских нужд: узкие улицы расширены, более грязные улицы очищены, заложены у реки места для нагрузки и выгрузки товаров, но с его отозванием все приняло прежний вид, и даже проект железной дороги в Кербеллу (многопосещаемое паломниками место с могилой имама Гуссейна) оставлен. При калифах Багдад был центром образованности и учености. Теперь сохранилось только торговое его значение, и основанная в 1233 г. калифом Мустанзиром знаменитая медресе (высшая школа) уже давно обращена в караван-сарай. Но торговые обороты Багдад, по отношению обширности и безопасности, находятся в сильной зависимости от временных обстоятельств, а именно от отношения правительства в данное время к разбойничьим племенам бедуинов. Оживление Багдад поддерживается тем, что сюда стекаются с религиозной целью на поклонение гробам чтимых мусульманами святых, между которыми находится не только патрон города, шейх Абд-эль-кадер Гилани, но и еврейский пророк Иезекииль. Открытие Суэцкого канала имело важное значение для торгового положения Багдад, так как для города явилась необходимость переменить свою коммерческую политику, и последствия этого еще не выяснились вполне. До 1869 г. торговые пути в сношениях Багдад с Европой шли исключительно через Аравийскую пустыню и армянское плоскогорье. Но с тех пор дорога через Персидский и Аравийский заливы приобрела большее значение. Наконец, когда откроется уже давно проектированная Евфратская жел. дорога, он станет посредником пассажирского движения по направлению на Запад. Роль посредника между Европой и Индией Багдад потерял, когда был создан более краткий морской путь в Индостан (через Суэц), но, с другой стороны, этот же путь сблизил его с Западом. Багдад имеет четыре консульства: английское, французское, персидское, русское и в нем находится главная станция англо-индийскпх телеграфных линий. Между Багдад и Басрой существует пароходное сообщение, которое продолжается до Кораджи и Бомбея. Багдад с давних пор был главным складочным пунктом араб., инд. и перс. произведений, равно европ. мапуфактурных товаров, он снабжал Малую Азию, Сирию и часть Европы инд. товарами, которые доставлялись в Басру, в барках вверх по течению Тигра и караванным путем дальше в Токат, Константинополь, Алеппо, Дамаск и в западные части Персии. Небольшие обороты делаются также драгоценными камнями. Красивое зрелище представляют построенные Давидом-пашой славящиеся на всем Востоке базары с 1200 магазинов, полных восточными товарами всех сортов. Главные фабрикаты — сафьян красный и желтый, пользующийся большой славой, шелковые, бумажные и шерстяные материи, кисея, тафта, ковры и шали. Город был основан в 763 г. абасидским калифом Альмансаром, который основал здесь свою резиденцию. В IX веке Гарун-аль-Рашид много содействовал блеску Багдад, построил там дворец и возвел гробницу для своей любимой жены Собеиды. В 1258 году город был взят внуком Чингис-хана Гулагу, который умертвил царствующего калифа и уничтожил калифат. Тимур взял город в 1393 г. и прогнал потомков Гулагу. В начале XVI в. Багдад овладел шах Исмаил, первый регент Персии из дома Софи, и с тех пор город сделался яблоком раздора между персами и турками. После славной осады город был взят в 1638 г. султаном Мурадом IV, и напрасно шах Надир пытался в XVIII в. вырвать его из рук турок. Как место действия большей части сказок "Тысячи и одной ночи", Багдад пользуется и романтической известностью. Ср. Вельштет, "Travels to the city of Khaliphs" (Лондон, 1840; нем. перевод Кинцеля, 2 части, Пфорц., 1841); Шлефли, "Reisen in den Orient" (второй выпуск "Mitteilungen Schweiz. Reisender" (Винтерт., 1864); И. Браун, "Gem ä ldo des mohammed. Welt" (Лейпциг, 1870); Ривоар (Rivoyre), "Les vrais Arabes et leur pays B. etc." (Париж, 1884 г.).

Смотрии так же...