Арфа

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

Арфа - музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же - закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для прозвания кишечных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого - оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом. Так как Арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в Арфа натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На Арфа без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие Арфа оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Гохбрукером из Донаувёрта (в 1720). Этот мастер приделал к Арфа семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения.

Изобретение Гохбрукера, чрезвычайно облегчившее игру на Арфа, сделало ее вполне пригодной к модулированиям как при исполнении отдельных пьес (соло), так и при игре в оркестре. Себастьен Эрард (см. это сл.) сделал в Арфа дальнейшие усовершенствования посредством устройства двойных педалей (double mouvement), из которых каждая производит два хроматических повышения струны. Эрардовская Арфа, построенная в гамме До-бемоль, имеет объем в шесть с половиною октав, тогда как гохбрукеровская Арфа, построенная в гамме Фа, имеет объем только в пять октав с секстою. Кроме обыкновенной Арфа, существуют еще различные ей подобные инструменты, менее совершенные по своему устройству, как, напр., острая, или крыльчатая, A. (Arpanetta), двойная Арфа (Arpa doppia), тройная Арфа (Луки-Антонио Евстахия) и т. д. Кроме этих инструментов, большою известностью пользуется т. н. Эолова Арфа (см. это сл.). Арфа принадлежит к самым древним музыкальным инструментам, о которых мы имеем исторические известия. Уже древние египтяне имели Арфа, которые относительно своего объема указывали на значительную степень их развития. Позднее евреи употребляли Арфа и им подобные инструменты при религиозных обрядах и других празднествах. Не меньшим значением пользовалась Арфа у греков; Арфа Аполлона стала даже олицетворением всего поэтического и прекрасного. Их встречают, наконец, также у галльских, шотландских и немецких певцов и у скандинавских скальдов. Из новейших композиторов, писавших для Арфа, можно назвать: Крумпгольца, Надерманна, Лабарре, Демара, Цабеля, Парис-Альварса, Годфруа, Обертюра и друг. В настоящее время Арфа сделалась необходимою принадлежностью каждого хорошо организованного оркестра.

Смотрии так же...