Агенда

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АГА
АГВ
АГГ
АГД
АГЕ
АГИ
АГЛ
АГМ
АГН
АГО
АГР
АГТ
АГУ
АГШ

Агенда (лат. Agenda, от agere, действовать), также Sacramentarium, Pastorale, Liber officiorum, Ordinarium, Rituale — собрание предписывавшихся церковью формуляров, которыми должны были руководствоваться духовные лица. Именно Агенда установляли порядок и формы богослужения. Первоначально, впрочем, Агенда означали самые церковные действия, а именно в католической церкви отправление священного жертвослужения (Agenda missarum). Но так как формы отправления богослужения стали представлять разнообразие, то явилось стремление водворить единство. Римская церковь весьма рано уже полагала большое значение в достижении внешнего единства повсюду, где распространялась папская власть. Между прочим, римская церковь установила отправлять богослужение везде на латинском языке. Основание такому требованию положил папа Григорий I (590—604) в своей Liber Sacramentorum, в которой и помещен служебный канон. Деятельность Бонифация, принятие во Франции при Карле В. церковных форм Рима дали обрядам римской церкви повсюдное распространение и во Франции, и в Германии. Нынешний порядок богослужения в католической церкви строится на целом ряде церковных книг, к обнародованию коих Триентский собор дал папам полномочие. Важнейшие из таковых книг: Pontificale romanum (с указанием компетенции епископской должности) Клемента VIII, Урбана VIII и Бенедикта XIV, Missale Romanum (кас. церковных праздников) Пия V, Клемента VIII и Урбана VIII, Rituale Павла V и Бенедикта XIV и breviar i um romanum, обнимающая предписанные церковью молитвы, — Пия V, Клемента VIII и Урбана VIII.

Реформация XVI столетия отклонила целый ряд церковных обрядов, предоставляя эту область свободе верующих. Но и тут весьма скоро почувствовалась потребность в установлении единства. Уже к этому стремился Лютер, издав Агенда в 1526 г. Им были не только удержаны некоторые обряды католического служения, но в некоторой его части был удержан и латинский язык. Церковный устав бранденб. курфюрста Иоахима II (1540) идет еще далее, и только курфюрстом Иоанном Георгом (1572) отброшен и заменен новым Агенда, основанным на чистом учении Лютера. В своих позднейших правилах Лютер все более и более отходил от католических обрядов, признавая непременным началом — отсутствие стеснения в таких внешних вещах. Отсюда явилось чрезвычайное разнообразие в разных странах, принявших Лютерово исповедание, а между тем изданные Агенда дожили и до следующего столетия. Еще более, чем в лютеранской, создалось разнообразие в реформатских местных церквах. Последствием этого явилась между различными церквами борьба относительно обрядов, борьба, в которой выставились два направления — унионистов и конфессионалистов (относительно борьбы по поводу Агенда в Пруссии, см. Уния). Позднейшая борьба — баденская, окончившаяся взятием обратно нового Агенда и уничтожением церковного правления (1868—61). В новейшее время в различных местных церквах Германии и Швейцарии появились пререкания относительно употребления почти везде принятого при богослужении так называемого апостольского символа, приведшие в некоторых местах к уничтожению его обязательного употребления при крещении и конфирмации.

Смотрии так же...