Эпитроп

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭПА
ЭПЕ
ЭПИ
ЭПО
ЭПП
ЭПС
ЭПУ
ЭПШ

Эпитроп (έπίτροπος). — Под этим именем в греко-византийском праве известны управители имуществом различных церковных учреждений, главным образом, церквей и монастырей, устроенных ктиторами (см.) и управляемых согласно типику (см.). Главной обязанностью Эпитроп было исполнение воли ктитора, выраженной в типике. Не только отменять или изменять, но даже делать дополнения к типику Эпитроп не имел права. Эпитроп должен был поддерживать учреждения согласно воле ктитора, на средства, этим последним оставленные, но он не обязан был тратить собственные средства на поддержание церквей или монастыря. Содержание их на собственный Эпитроп счет давало ему права ктитора, т. е. за полученное им от прежнего ктитора имущество он отвечал как Эпитроп, по отношению же к произведенным улучшениям на собственный счет являлся ктитором, причем в случае смены его при жизни он имел право обратить в свою пользу сделанные им улучшения. Дурное управление, под которым понималось явное ухудшение положения церковного имущества и, главным образом, неправильное его отчуждение, могло повести к смене Эпитроп Надзор за Эпитроп был вверен епископам, митрополитам и патриарху, но не был правильно организован. Отчетов никаких не существовало, и высшему учреждению при такой безотчетности трудно было убедиться, хорошо или дурно ведется Эпитроп управление. Единственным средством контроля являлся иск conditio ex lege: заметив недобросовестное управление со стороны Эпитроп, всякий гражданин мог принести на него жалобу епископу. Затем дело производилось в обычном порядке церковного процесса и заканчивалось или оправданием Эпитроп, или предписанием отобрать у него вверенное ему учреждение и передать новому лицу по назначению епископа. На нового управителя переходили те же права и обязанности, какие принадлежали прежнему Эпитроп, от чего дело мало выигрывало, так как закон не предоставлял епископу возможности увеличить или уменьшить их и тем предохранить от новых злоупотреблений. См. Пл. Соколов, "Церковно-имущественное право в греко-римской империи" (Новг., 1896); Zacharie von Lingenthal, "Gesch. des Grriechisch-Römischen Rechts"; Zhishman, "Das Stifterrecht" (B., 1884).

И. Г.

Смотрии так же...