Эдикул

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭДА
ЭДВ
ЭДГ
ЭДД
ЭДЕ
ЭДЖ
ЭДИ
ЭДК
ЭДЛ
ЭДМ
ЭДО
ЭДР
ЭДС
ЭДУ
ЭДФ
ЭДХ

Эдикул (aediculum, уменьшительное от aedes) — по этимологическому смыслу слова всякое небольшое строение у древних римлян, как частного, так и сакрального назначения. Но в обиходе слово это приобрело ограниченное значение и стало обозначать небольшой храм, часовню. Очень часто Эдикул составлял дополнение к главному, большому храму и помещался в его ограде, служа для менее торжественных жертвоприношений тому же божеству, которому посвящено и главное святилище. Так, известен Эдикул Виктории при храме (aedes) той же богини в Риме. Помпейская живопись дает нам изображения таких же часовен, но стоящих совершенно отдельно, независимо от главного храма, и имеющих, следовательно, значение самостоятельного священного места (templum). Небольшие размеры не позволяют, конечно, отправлять в Эдикул культ данного бога с подобающей торжественностью; небольшой храмик служит только помещением для статуи бога; поэтому Эдикул этого типа посвящаются главным образом второстепенным богам. Существование в римской религии значительного числа местных богов, культ которых тесно связан с определенным местом, каковы гении улицы, квартала (lares compitales и т. п.), наконец, боги-покровители семьи, дома и т. д., требовало значительного количества святилищ, приуроченных к этим местам. Разумеется, размеры этих святилищ должны были быть очень незначительны, и даже форма часовни, миниатюрной копии храма, не всегда являлась осуществимой. Суррогатом Эдикул является ниша в стене дома, отделенная снаружи архитектурным орнаментом. Две колонки по бокам поддерживают фронтон, в самой же нише помещается статуэтка бога. Только это стремление хотя бы в орнаментированном виде напомнить фасад храма указывает на генетическую связь уличных или домашних святилищ с отдельно стоящей часовней. Таким путем слово Эдикул приобретает значение ниши, в которой помещается изображение какого-нибудь бога. Так как надобности культа требуют присутствия в одном и том же храме алтарей нескольких богов, то, естественно, для разграничения святилищ каждого употребляется Эдикул в последнем значении слова. Необходимость создать в одном храме несколько меньших, обратить самое здание лишь в футляр для последних приводит к тому, что каждая ниша храма становится особым Эдикул Таковы хотя бы ниши Пантеона в Риме. Эдикул становится равнозначащим приделу, капелле в уменьшенных размерах. С другой стороны, постоянное профанирование античного храма, служившего, как известно, не только целям религиозного характера, но и коммерческим, и политическим, создает необходимость отвести внутри храма уголок, куда бы не проникала мирская суета, где бы статуя и алтарь бога могли быть защищены от секуляризующих повседневностей. Внутри храма выстраивается другой, маленьких размеров храм, который и становится собственно святилищем, и в этом смысле Эдикул называется та часть храма, которая имеет уже чисто религиозное назначение. Католический табернакль, вмещающий главный алтарь, представляет лишь развитие и продолжение этой формы Эдикул Становясь центральным местом в храме, Эдикул сосредоточивает в себе главные художественные и иные ценности и украшается с особым усердием. Между тем, другая его разновидность, создавшаяся под влиянием приноровления к условиям места, ниша для уличных или домашних богов, естественно, стремится упроститься. Часто вместо настоящей статуи в него помещается лишь живописное изображение почитаемого бога (или богов, так как часто один и тот же Эдикул посвящается двум или трем богам, напр., бог-покровитель семьи и изображение умершего предка). Отсюда один шаг к замене архитектурной орнаментировки ниши живописными имитациями. Наконец, процессы, занимавшие видное место в античном культе, требовали особой формы небольшого портативного подобия храма, в котором могла бы помещаться участвующая в процессе и статуя бога. Эдикул давал довольно значительное разнообразие форм уменьшения и стилизации архитектурного типа храма. И портативный Эдикул явился лишь копией одной из них, а именно ниши. Терракотовый или каменный ящик с архитектурно орнаментированной передней открытой стороной — вот наиболее простой способ создать для бога подвижной храм. Впрочем, у нас нет никаких оснований предполагать, чтобы эта форма портативного Эдикул являлась исключительной. Археологические находки позволяют только констатировать ее распространенность. Как уже было замечено, в одном Эдикул иногда помещалось несколько богов, причем далеко не всегда это делалось из необходимости сэкономить место. В иных случаях Эдикул служил внешней объединяющей формой, которая имела назначением подчеркнуть внутреннее единство, связывающее воедино нескольких богов. Так, нахождение в одной нише Юпитера, Юноны и Минервы в капитолийском храме подчеркивало родство этих богов между собой, выдвигало их как триаду. Кроме литературных описаний Эдикул у различных авторов и дошедших до нас образцов, напр. в Помпее, для ознакомления с формой их имеют большое значение и монеты, которые умещали на себе изображение Эдикул удобнее, чем изображение целого храма, и, быть может, медальеры пользовались ими как символическим (p ars pro toto) способом намекнуть на настоящий храм. Ср. статьи С. Рейнака в "Dictionnaire des Antiquitqs" Daremberg'a и Saglio.

З. С—ский .

Смотрии так же...