Шульце, Иоганнес

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШУА
ШУБ
ШУВ
ШУГ
ШУД
ШУЖ
ШУЙ
ШУК
ШУЛ
ШУМ
ШУН
ШУП
ШУР
ШУС
ШУТ
ШУФ
ШУХ
ШУШ
ШУЯ

Шульце, Иоганнес (Johannes Schulze, 1786—1869) — один из виднейших германских педагогов и школьных администраторов первой половины XIX в., родом из Мекленбурга. В Галле он вместе с Бекком и Беккером участвовал в филологической семинарии Ф. А. Вольфа. Лекции Шлейермахера вызывали в нем восторг. С 1807 г. он преподавал в веймарской гимназии греческий язык. По словам учеников, живость Шульце в классе доходила до конвульсивности; способность воспламеняться не покидала его и в старости. В преподавание греческого языка, столь идеализированного немецкими неогуманистами, он влагал неподдельный энтузиазм. В 1812 г. Шульце получил место директора в Ганау, а с переходом этого города к Гессену вступил на прусскую службу окружным инспектором (Schulrat) в Кобленце. В 1818 г. был перемещен в Берлин, в центральное управление прусского министерства народного просвещения. Незадолго перед тем (1817) департамент исповеданий и народного просвещения по мысли Гумбольдта был выделен из министерства внутренних дел и образовал самостоятельное министерство, во главе которого был поставлен Альтенштейн; правой рукой его по управлению учебным делом сделался Шульце Это было время самой мрачной реакции. После так наз. Карлсбадских постановлений университеты находились под надзором полиции, и даже гимназии внушали недоверие. Много нужно было такта и осмотрительности со стороны Альтенштейна, чтобы охранить университеты, гимназии и преподавательские корпорации от крайностей реакции, особенно ввиду непонимания королем Фридрихом Вильгельмом III насущнейших потребностей образования. Шульце был гораздо более передовым человеком, чем его начальник; к системе Меттерниха он относился враждебно, внушая, со своей стороны, ненависть и подозрение верным слугам этой системы в Пруссии. Чувствуя потребность "выработать себе мировоззрение, соответствующее современному состоянию науки" и считая для достижения этой цели необходимым широкое знакомство с новейшими философскими системами, он ревностно посещал вечерние лекции Гегеля, от которого воспринял глубокую веру во всемогущество государства. В своей школьной политике он вдохновлялся обеими великими духовными силами своего времени: неогуманизмом и спекулятивной философией. Отлично угадывавший "таланты" и удачно выбиравший помощников, строгий к самому себе, Шульце был очень требователен и по отношению к подчиненным. Чрезмерная вера его в спасительность циркуляров, экзаменов и контроля внесла в прусское школьное дело слишком много бюрократической регламентации и формализма. По указаниям Шульце были составлены программы прусских гимназий, в существенных своих чертах сохранившиеся и до настоящего времени. В отличие от чисто гуманистических саксонских "княжеских школ" (см. Шульпфорта) прусские гимназии, по мысли Шульце, должны были давать ученикам "всестороннее образование". Это сделало их многопредметными, так как к гуманитарным наукам пришлось в интересах всесторонности образования присоединить реальные науки (см. Школьный утраквизм). Политика Шульце, которую он отстаивал и печатно, привела к горячей полемике с Тиршем, защищавшим чистый гуманизм (см. соотв. статью). Для лучшей подготовки учителей гимназий Шульце ввел так наз. "пробный год". В 1840 г. Алътенштейн умер; враги Шульце не раз пытались вытеснить и его из министерства, но он еще 18 лет продолжал оставаться в должности, не пользуясь, впрочем, прежним влиянием. Университеты обязаны ему весьма многим. Как ни подозрительно относился король к ученым, как ни скупился министр финансов, Шульце все-таки умел доставлять прусским университетам необходимые средства, вследствие чего в 40-х годах они заняли почетнейшее место среди высших учебных заведений Германии. Лучший очерк деятельности Шульце дал Warrentrapp, ("Joh. Schulze und das preussische Unterrichtswesen in seiner Zeit", 1889). См. некролог Шульце в "Zeitschrift für das Gymnasial-Wesen" (1869, стр. 245 и cл.); Fr. Paulsen, "Geschichte des gelehrten Unterrichts" (II, 1897); Th. Ziegler, "Geschichte der Pä dagogik" (Baumeister, "Handbuch", I, 1, 1895).

А. Г—б.

Смотрии так же...