Шульпфорта

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШУА
ШУБ
ШУВ
ШУГ
ШУД
ШУЖ
ШУЙ
ШУК
ШУЛ
ШУМ
ШУН
ШУП
ШУР
ШУС
ШУТ
ШУФ
ШУХ
ШУШ
ШУЯ

Шульпфорта (Schulpforta) — раньше цистерцианский монастырь, затем "королевская земская школа" (Landesschule) типа общеобразовательных среднеучебных заведений, в прусской пров. Саксонии, на р. Заале, в 4 км от Наумбурга. Вместе с учениками около 1100 жителей. Замок, построенный в 1573 г. саксонским курфюрстом Августом; часовня в романском стиле, XII в.

История. Основанное в первой половине XII в. аббатство Пфорта (Coenobium Portense, или Monasterium S. Mariae de Porta, или М. S. М. ad Portam) пользовалось большими привилегиями и приобрело огромное состояние. Герцог Мориц Саксонский превратил его в 1543 г. в школу, сохранив за последней все имущество и доходы монастыря; доходы эти и ныне простираются до 200000 марок. В саксонских "княжеских школах" особенно процветало преподавание гуманистических знаний. В альбертинской Саксонии впервые была осуществлена идея "ученой школы" (Grelehrten-Schule), средней между начальной школой и университетом; из нее и развилась современная гуманистическая гимназия. Образ жизни в "княжеских школах" царил монастырский; основные предметы курса — грамматика, риторика и диалектика — преподавались на латинском яз. Вместе с двумя саксонскими университетами эти школы доставляли Саксонии в течение двух столетий, безусловное господство в Германии в культурном отношении. Из Шульпфорта вышли многие замечательные педагоги и филологи, и она сделалась образцом для целого ряда подобных же училищ. Школьный режим сохранялся в ней без изменений до начала ХIХ в. В 1815 г. Шульпфорта досталась Пруссии; это сильно повлияло на ее устройство. В 1819 г. сюда явился И. Шульце (см.) и вместо чистого гуманизма и строжайшей концентрации на древних языках дал школе ту универсальную многопредметную программу, которая существовала в прусских гимназиях. См. Schmidt u. Kraft, "Die Landesschule Pforta" (Лпц., 1843); Kirchner, "Die Landesschule Pforta in ihrer geschichtlichen Entwickеlung seit dem Anfang des XIX Jahrh." (1843); Corssen, "Altertümer des Cisterc. Klosters S. Mariae und der Landesschule Pforta" (Г алле, 1868); Bö hme, "Pforta in seiner Kulturgeschichtlichen Bedeutung während des XII und XIII Jh." (1888); Böhme, "Urkunden des Klosters Pforta" (1893); "Pförtner Stammbuch, 1543—1 893", изд. М. Hoffmann (Б., 1893); Rossner, "Der Name des Klosters Pforta" (Наумбург, 1893).

А. Г.

Смотрии так же...