Шредер, Фридрих Людвиг

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШРА
ШРЕ
ШРИ
ШРО
ШРУ

Шредер,Фридрих Людвиг (Scrö der, 1744—1816) — знаменитый немецкий актер, театральный директор и драматург; род. в Шверине, где уже в то время, не в пример другим городам Германии, существовала хорошая герцогская драматическая труппа. Мать Шредер, тоже актриса, после смерти своего первого мужа отправилась искать счастья в Россию, где вторично вышла замуж за известного театрального антрепренера Аккермана. В Петербурге Шредер в первый раз появился на сцене трехлетним младенцем, в прологе, сочиненном его матерью, в аллегорической роли невинности. Мальчик был так мил и так очаровательно сказал порученную ему фразу, что императрица Елизавета Петровна потребовала его к себе, посадила себе на колени, целовала, и потом оказала покровительство всей труппе. Принужденные вернуться в Германию, родители Шредер поместили его в училище, в Кенигсберге, и он там едва не погиб, оставленный одиноким во время занятия города русскими войсками, в Семилетнюю войну. С пятнадцатилетнего возраста Шредер вступил в труппу своего отчима, участвуя сначала по преимуществу в балете, а потом и в драме. Эта актерская деятельность началась в Швейцарии, но главным образом развилась в Гамбурге, куда со своей труппой переехал Аккерман и основал там драматический театр. В 1771 г., после смерти своего отчима, Аккермана, Шредер взял его театральное дело на себя и вел его до 1811 г., когда, утомленный годами и работой, покинул театр. Шредер был горячим сторонником нового театрального направления, проповедуемого Лессингом, и много потрудился над освобождением немецкой сцены от рабского подражания французскому ложноклассическому театру. Он один из первых старался ввести в немецкий репертуар произведения Шекспира и других английских писателей, взамен французских пьес Расина, Корнеля и др. Роли Гамлета, Лира, Макбета, Фальстафа Шредер играл сам, и так прославился этим исполнением, что объездил многие из первостепенных городов Германии, всюду с одинаковым успехом появляясь в этих излюбленных им ролях. Драмы Лессинга, Гёте и Шиллера встретили в Шредер заботливого и старательного сценического исполнителя. Лессингу, жившему в большой нужде вольфенбюттельским библиотекарем, после появления его драмы "Эмилия Галотти" Шредер предложил по 100 дукатов за каждую новую пьесу, присланную ему в рукописи, тотчас по написании. Шиллера Шредер приглашал на жалованье специальным драматургом гамбургского театра. Ни то, ни другое, однако, не состоялось; Лессинг вскоре умер, а Шиллер принял кафедру истории в йенском университете. Шредер и сам писал пьесы, большей частью заимствуя их у английских писателей, и имел в виду дать актерам своей труппы хорошие и разнообразные роли, которые помогали бы развитию их дарований. Таким образом Шредер основал один из первых серьезных театров Германии, где театральное дело стояло тогда еще на довольно низком уровне. Заботы Шредер не ограничивались репертуаром и сценическим исполнением: он старался поднять корпорацию актеров, которые в то время не пользовались уважением в обществе. Для этого Шредер и сам являл пример строгой высоконравственной жизни, и того же требовал от своих подчиненных. При таком ведении дела Шредер приходилось встречать много неприятностей и со стороны актерской разнузданности, и со стороны властей, особенно когда в начале XIX столетия Гамбург был присоединен к Наполеоновской империи и там было введено французское управление. Французская драматическая цензура доходила до преследований поистине возмутительных. Все, что мало-мальски возбуждало германский патриотизм или гражданскую самостоятельность, изгонялось со сцены беспощадно. В своем рвении французские цензоры запрещали даже представления драмы Шиллера "Мария Стюарт", только потому, что действие пьесы происходит в Англии, подвергшейся в то время особенной опале Наполеона. Несмотря на все трудности своего положения, Шредер пользовался таким успехом как актер и так тщательно умел блюсти достоинство и интересы своего театра, что жил безбедно, мог приобрести хорошее состояние и купить себе имение, где и умер 72-х лет. Гамбуржцы перевезли его прах в свой город и там его похоронили. Шредер был женат на петербургской уроженке, г-же Гарт, которая тоже прославилась как выдающаяся драматическая актриса (умер в 1829 г.).

Прекрасная биография Шредер, в двух томах, написана Мейром: "Friedrich-Ludwig S., Beitrag zur Kunde des Menschen und K ü nstler" (Гамбург, 1819; 2 изд., 1822). Другая книга о Шредер: "Friedrich-Ludwig S. Ein K ü nstler und Lebensbild" (Лейпциг, 1864).

Виктор Крылов.

Смотрии так же...