Шлея — состоит из широкого ободового ремня, который концами своими пристегивается к гортам хомута и обнимает все тело лошади, проходя сзади под хвостом. От верхней части хомута отходит спинной ремень, прикрепленный гортом. Спинной ремень оканчивается на крупе розеткой, от которой отходит к ободовому ремню два откосных, а в средней части спинного — два поперечных ремня. Все эти ремни пряжками соединяются с имеющимися на ободовом ремне кольцами. Кроме того, к ободовому ремню прикрепляются снизу постромочные мочки. Такова Шлея артиллерийская и обозная, Шлея городской русской, парной и ломовой, а также деревенской упряжи в общем весьма схожи; различия заключаются главным образом в материале (нефть), меньшем количестве подвижных (пряжки) соединений, которые заменяются швами, что удешевляет Шлея, но делает ее менее пригоняемой. Назначение Шлея — принимать на себя тяжесть повозки при спуске ее, а также при остановке, при этом лошадь упирает в шлею ягодицами.