Школа

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШКА
ШКЕ
ШКИ
ШКЛ
ШКО
ШКУ

Школа — как один из рассадников знания и полезных навыков, является необходимой ступенью в развитии как отдельного человека, так и целого общества. Еще Аристотель указал на взаимодействие между Школа и обществом: общее благо, как цель совместной жизни людей, достигается только при условии, если отдельные члены общества достаточно подготовлены для понимания этого блага; подготовка же, доступная для общественного контроля, осуществима только при помощи Школа Как состав современной Школа, так и взгляды на нее во многих отношениях обусловлены тем, что создано древнегреческой культурой. Самое слово Школа, как в русском, так и во многих европейских языках, носит следы греческого происхождения αχολή — досуг, свобода от физических занятий, откуда латинское schola); многие предметы, входящие в программу современной Школа, тоже обязаны своим происхождением древнегреческой культуре и науке. Особенно важны в этом отношении период расцвета афинской государственной жизни и александрийский период образованности. Начальная афинская Школа состояла из элементов, не успевших еще слиться в цельный организм, но свидетельствующих, во всяком случае, о высоких требованиях от этой Школа: афинские мальчики грамоте и счету учились у грамматиста, гимнастике — у другого учителя, педотриба, для изучения же музыки должны были ходить к третьему специалисту — кифаристу. Обучение продолжалось 6—8 лет, начиная с семилетнего возраста. В 15—16 лет афинские юноши посещали гимназии, предназначавшиеся прежде всего для гимнастических упражнений и состоявшие в ведении правительства. Гимназии располагали обширными помещениями, которыми стали пользоваться преподаватели разных предметов для чтения своих курсов тем же юношам. Как начальная Школа, так и гимназия в Афинах преследовали исключительно общеобразовательные цели. Тот же характер Школа сохранили и в александрийский период, но, благодаря развитию отдельных наук, в этот период устанавливается определенный круг знаний, усвоение которых требовалось от всякого свободного человека. Эта так называемая александрийская энциклопедия состояла из семи "свободных искусств": грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. В период александрийской образованности получают особенное развитие средние школы под названием Школа грамматиков и риторов. Они были предоставлены частному почину, не располагали определенными материальными средствами и обязаны были успехом лишь талантам своих руководителей. Христианство внесло в школы утилитарную окраску, так как первые чисто христианские школы были вызваны потребностями минуты. В течение первых четырех веков христианской эры на Востоке устанавливаются три типа начальной Школа, возникавшие затем повсюду, где появляется христианство: приходские, епископские и монастырские. Все эти Школа были в руках духовенства, так как только из этого сословия могли они получать достаточно образованных учителей. Программа школ опиралась на александрийскую энциклопедию, но в ней с V в. после Рождества Христова стали различать два отдела — тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (остальные науки энциклопедии). В течение средних веков особенно посчастливилось тривиуму. Особенное влияние на развитие Школа в VII— X вв. оказали бенедиктинцы, так как уставом этого ордена предписывалось учреждение Школа На Западе в это время остаются те же три типа, которые сложились и на христианском Востоке, но под наименованием приходских, монастырских и соборных. Мецский епископ Хродеганг (742—766) особенно известен ревностью к школьному делу: он вменил в обязанность подчиненному ему духовенству учреждать Школа при всех приходах и является в этом отношении предшественником Карла Великого. Эпоха последнего отмечена в истории просвещения возникновением народной Школа с принудительным характером для всего населения. При преемниках Карла Великого в школьном деле все возвращается на старые пути, и мысль о народной Школа снова возникает лишь в XVII в. у Ратихия и Коменского, осуществление же этой мысли принес с собой только XIX в. В Х и XI вв. особенное значение получают монастырские Школа, представлявшие два вида: одни были предназначены для подготовки клира и по месту расположения внутри ограды монастыря назывались внутренними, другие же открывали доступ светскому элементу и, будучи расположены за оградой, носили название внешних. С конца XIII в. заметны попытки освободиться от влияния духовенства в учреждении свободными городами городских латинских Школа и братьями общей жизни (род монашеского ордена) — собственных Школа Средним же векам обязана своим возникновением и высшая Школа (университеты в Болонье, Саламанке, Коимбре, Париже, затем в Праге, Вене, Гейдельберге, Лейпциге и др.), но так как между низшей и высшей Школа не было промежуточной ступени, то университетам пришлось восполнять этот пробел требованием, чтобы занятия медициной, юриспруденцией или богословием начинались не иначе как по окончании подготовительного, так называемого артистического факультета. Наряду со школами, состоявшими в ведении духовенства или городов, начинают возникать частные Школа для обучения зачаткам грамоты и школы. Здесь занимались недоучившиеся бурсаки, писцы и т. п. Гуманизм не создал какого-либо нового типа Школа, но, слившись в XVI в. с реформацией, лишь косвенно влиял на образование того типа средней Школа, который и до настоящего времени остается господствующим, а именно гимназии в современном смысле этого слова. Общеобразовательное значение древних языков, на которое указывал гуманизм, стало отличительным признаком того направления в средней Школа, которое носит название гуманистического или классического. В противовес ему под влиянием Коменского и Локка в первой половине XVIII в. возникает реальная Школа, в которой первоначально были слиты общеобразовательные и утилитарные цели. Мало-помалу, однако же, утилитарные элементы отпали, благодаря учреждению разного рода профессиональных школ, особенно в ХIХ в., и реальная Школа осталась одним из типов средней общеобразовательной Школа В настоящее время усилия просвещенных стран прежде всего направлены к просвещению народных масс путем введения общедоступного и общеобразовательного обучения в народных Школа Результатом этих стремлений явилось почти полное отсутствие неграмотных среди новобранцев в Швеции и почти повсюду в Германии. Достигнуто такое положение полным обособлением Школа от воздействия духовенства и постоянными заботами о народном учителе. Народная Школа не ограничивается элементарной ступенью обучения, но дает (например, в немецких мещанских Школа) весьма обстоятельные сведения по закону Божию, родному языку, математике, географии и истории. Много споров вызывает повсюду, не исключая и России, общеобразовательная средняя Школа Гуманизм, по-видимому, обнаруживает склонность признать общеобразовательное значение и новых языков, реализм же постепенно освобождается от балласта, попавшего в Школа под влиянием чисто утилитарных взглядов на ее задачи. Профессиональные Школа представляют много разновидностей, особенно же важны для развития Школа заведения разных наименований (семинарии, нормальные Школа, педагогиумы), предназначенные для подготовки учителей. В области высшей Школа, рядом с университетами, удержавшими общеобразовательные и профессиональные элементы, возникают политехникумы, специальные академии, институты и т. п.

Ср. K. Schmidt, "Geschichte der P ä dagogik" (4 т.; по-русски, M., 1877—81); Raumer, "Ges chichte der Pä dagogik" (4 т., 5 изд., Штутгарт, 1877; по-русски переведены только два тома); K. A. Schmidt, "Geschichte der Erziehung" (5 т., Штутгарт и Б., 1884—1901); Ziegler, "Geschichte der P ä dagogik" (Мюнхен, 1894); Paulsen, "Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universitä ten" (2 изд., 1896); Модзалевский, "Очерк истории воспитания и обучения" (2 ч., 3 изд., СПб., 1892—99, составлено по Шмидту и Раумеру). Подробный перечень и характеристику русских школ см. в ст. Россия.

Я. К.

Смотрии так же...