Чупров, Александр Иванович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ч ЧА ЧЕ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧУБ
ЧУВ
ЧУГ
ЧУД
ЧУЕ
ЧУЖ
ЧУЗ
ЧУИ
ЧУЙ
ЧУК
ЧУЛ
ЧУМ
ЧУН
ЧУП
ЧУР
ЧУС
ЧУТ
ЧУУ
ЧУФ
ЧУХ
ЧУЧ
ЧУЯ

Чупров, Александр Иванович — известный экономист и общественный деятель. Род. в 1842 г. в городе Масальске Калужской губернии. По окончании курса в семинарии поступил в духовную академию, откуда перешел на юридический факультет московского университета, где и окончил курс в 1866 г. и оставлен стипендиатом по кафедре политической экономии и статистики. В 1872 г. был командирован за границу и, между прочим, слушал в Лейпциге лекции Рошера. По возвращении из-за границы был приглашен, в 1874 г., читать лекции по политической экономии в московский университет, а в 1876 г. открыл чтения и по статистике и продолжал их до выхода из университета. Вступление Чупров в состав университетских представителей совпало с появлением в московском университете новых сил и расцветом преподавания политической экономии и науки о финансах. В 1875 г. Чупров защитил магистерскую диссертацию: "Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношение к интересам страны". Второй крупный труд Чупров, посвященный также железнодорожному хозяйству, представлен им в качестве докторской диссертации: "Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных грузов". Эти сочинения появились в тот период времени, когда в нашей экономической литературе, кроме устарелого труда Цехановецкого, по железнодорожному хозяйству ничего почти не было; между тем, благодаря практической важности железных дорог и неупорядоченности железнодорожного хозяйства и его отношений к государству, железнодорожные вопросы привлекали всеобщее внимание. Ясность изложения, искусный анализ сложных явлений экономической жизни, уменье иллюстрировать выведенные положения рядом цифровых данных, а также указание способа урегулирования отношений путем выкупа в казну железных дорог по строительной их стоимости, сразу выдвинули автора этих исследований и создали ему в ряду экономистов почетное положение. В качестве специалиста по железнодорожным вопросам, Чупров был приглашен к участию в известную комиссию графа Баранова по исследованию железнодорожного хозяйства в России. В 1888 г. он был привлечен к участию в комиссии В. К. Плеве по исследованию причин падения цен на сельскохозяйственные продукты и совместно с М. И. Мусницким издал сочинение об "Упорядочении тарифов по перевозке хлебных грузов" (1889). Как лектор, Чупров привлекал в аудиторию массу слушателей. Крупной его заслугой является возбуждение интереса к научным занятиям среди студентов, работавших под его руководством; из них многие в настоящее время занимают кафедры в университетах. Достигалось это не только научностью и изяществом изложения, но и доступностью профессора и вниманием его к студентам. Он не только давал обращавшимся к нему советы и указания, но и предоставлял в их пользование книги из своей библиотеки. Университетские чтения Чупров изданы, под названием "Политическая экономия" и "История политической экономии", слушателями Чупров, который только редактировал записанное студентами. Нельзя не пожалеть, что автор сам не издал своих лекций; по ясности изложения, по приемам исследования наиболее сложных вопросов политической экономии они заняли бы почетное место в литературе любой страны. В области теории Чупров разделяет воззрения исторической и этической школ политической экономии, а частью также научного социализма. Другие труды Чупров: "О характере и причинах современного промышленного кризиса в Западной Европе" (речь в торжественном собрании московского университета 12 января 1889 г.); "Демография на лондонском гигиеническом конгрессе" ("Юридический Вестник", 1892, № 2); "Характеристика Москвы по переписи 1882 г."; "Товарные склады и их значение ввиду американской конкуренции" (доклад торгово-промышленному съезду, 1882); "Об экономическом значении образовательных и воспитательных учреждений для рабочего класса" (1898). Вместе с А. С. Посниковым Чупров редактировал известное издание министерства финансов "Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства", в котором ему принадлежит отдел "Влияние хлебных цен и урожаев на движение земельной собственности". Чупров долго принимал большое участие в газете "Русские Ведомости", поместив в ней немало статей по экономическим вопросам и в особенности по железнодорожному хозяйству. В настоящем Словаре ему принадлежит часть статьи "Железные дороги". В 1883 г. был избран председателем статистического отделения Московского юридического общества и, сделав его центром земских статистиков, оказал несомненное влияние на развитие земских статистических исследований в России. Принимал деятельное участие в разработке плана переписи Москвы 1882 г. и в ее исполнении. Выйдя в отставку, Чупров проживает главным образом за границей.

В. Судейкин.

Смотрии так же...