Циркуляр

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ц ЦА ЦВ ЦЕ ЦЗ ЦИ ЦК ЦМ ЦН ЦО ЦР ЦТ ЦУ ЦХ ЦЫ ЦЭ ЦЮ ЦЯ
ЦИА
ЦИБ
ЦИВ
ЦИГ
ЦИД
ЦИЕ
ЦИЗ
ЦИК
ЦИЛ
ЦИМ
ЦИН
ЦИО
ЦИП
ЦИР
ЦИС
ЦИТ
ЦИУ
ЦИФ
ЦИХ
ЦИЦ

Циркуляр (lettre circulaire) — бумага, исходящая от какого-либо учреждения или должностного лица и обращенная ко всем или, по крайней мере, к нескольким лицам и местам, ему подчиненным. В отличие от распоряжений, разрешающих какое-либо конкретное дело, Циркуляр обыкновенно носят общий инструкционный характер. Дальнейшее различие между Циркуляр и распоряжениями видят в том, что распоряжение может относиться, и чаще всего относится, к тому или другому лицу, дело которого рассматривается, Циркуляр же, по общему правилу, к отдельным лицам вовсе не обращается и содержит постановления, обязательные лишь для должностных лиц. Последнему признаку, отличающему Циркуляр от распоряжений, придают особенное значение в германской юридической литературе (Je l linek, Otto Mayer), но с этим вряд ли можно согласиться: распоряжение, определяющее порядок действия присутственных мест и должностных лиц, всегда более или менее отражается и на правах частных лиц. Так, например, обязательное лишь для почтовых чиновников постановление их начальства о том, в какие часы они должны принимать заказную корреспонденцию, определяет также и то, в какие часы отправитель имеет право требовать от почтового чиновника, чтобы он принял от него заказное письмо. Ввиду того, что, по распространенному мнению, Циркуляр не затрагивает прав частных лиц и регулирует лишь внутренний распорядок администрации, наука права обыкновенно вовсе не останавливается на вопросе о Циркуляр, и вопрос этот остался вовсе без теоретической разработки. В России Циркуляр, в особенности Циркуляр министров, получили огромное значение. Знание права в том виде, как оно действует и применяется на практике, во многих областях администрации совершенно невозможно без знания соответствующих Циркуляр, зачастую или устанавливающих совершенно самостоятельные правила, или же в том или другом отношении видоизменяющих смысл закона. Такое значение Циркуляр в русском административном праве обусловливается, во-первых, несовершенством и неполнотою нашего законодательства вообще, а во-вторых, тем, что издание Циркуляр вовсе не получило законодательной нормировки. Всякое административное начальство, по самому существу возложенных на него задач, обязано устранять недоразумения, возникающие у его подчиненных при применении законов; поэтому издание Циркуляр в пояснение законов является безусловною потребностью администрации. Что же касается издания общих указаний, восполняющих пробелы закона, то, хотя это право администрации с теоретической точки зрения и возбуждает серьезнейшие возражения, но на деле неполнота законов нередко приводит к большим затруднениям, вследствие чего государственный совет признал "право административных властей, в особенности высших, определять в тех случаях, на которые нет отдельного предписания закона, подробности, ускользающие от законодателя" (Выс. утв. 20 февр. 1873 г. мнение гос. сов.; опубликовано оно не было и в Свод Законов не вошло). В каком порядке администрация может осуществлять столь существенное, фактически принадлежащее ей право путем Циркуляр разъяснять и пополнять законы — этот вопрос действующими законами вовсе не разрешается. Даже Циркуляр министров, практически имеющие широкое значение, как-то игнорируются Сводом Законов. По точному смыслу Учр. мин. Циркуляр издаются не министерствами, а только правительствующим сенатом: "Дела исполнительные общие представляются на разрешение правительствующего сената..., когда предстоит нужда сделать общее (циркулярное) предписание в пояснение или подтверждение существующих правил" (ст. 176, п. 6). Это требование закона на деле никогда не исполняется, и отдельные министры постоянно издают Циркуляр в подтверждение, пояснение и даже развитие существующих законов. Ни практикующийся порядок издания Циркуляр, ни надзор высших установлений за деятельностью подчиненных им мест по изданию Циркуляр, ни порядок обжалования и отмены Циркуляр не получили в действующем законодательстве никакой нормировки, вследствие чего ни целесообразность, ни даже закономерность Циркуляр не имеют достаточных гарантий; этим объясняется возможность несоответствия закону Циркуляр, издаваемых в его пояснение, а также возможность установления путем Циркуляр такого рода правил, которые не имеют опоры в законе. См. Коркунов, "Указ и закон"; Rosin, "Das verordnungsrecht in Preussen"; Otto Mayer, "Deutsches Verweltungsrecht"; G. Jellinek, "Gesetz und Verordnung".

Смотрии так же...