Франкфуртская система

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФРА
ФРЕ
ФРИ
ФРО
ФРУ
ФРЭ
ФРЮ
ФРЯ

Франкфуртская система (Frankfurter System) — так называется опыт соединения классической и реальной гимназий, произведенный в 1892 г. во Франкфурте на Майне известным педагогом Рейнгардом и давший, по признанию беспристрастной педагогической критики, превосходные результаты. В сущности, это один из видов бифуркации, с большим или меньшим успехом применявшейся в Германии с 40-х годов. Основные черты Франкфуртская система системы сводятся к следующему. Момент раздвоения среднего общего образования на классическую и реальную ветви отдален на несколько лет. В первом классе (Sexta) преподавание иностранных языков начинается не с традиционного латинского, а с французского, во имя распространенного в 60-х годах Остендорфом принципа "первенства новых языков" (Priorit ä t der neuen Sprachen). Преподавание латинского языка начинается с 4-го (по немецкому счету Unter-Tertia), а греческого — с 6-го класса (Unter-Sekunda). Таким образом, для двух типов средней школы Рейнгард создал общий фундамент (allgemeiner Unterbau) из трех классов, с общим для всех детей учебным планом. Только в возрасте 12—14 лет учащимся приходится решать вопрос о выборе системы. К основному общему фундаменту приставлены два параллельных отделения, с шестиклассным курсом каждое и с особыми программами; одно из них функционирует в качестве классической гимназии, с четырехлетним курсом греческого языка (6—9 классы), а другое — в качестве реальной (полуклассической) гимназии, с английским языком вместо греческого. Число уроков латинского языка на классическом отделении 52 (10+10+8+8+8+8), на 10 уроков меньше, чем по нормальным прусским планам. Греческий язык преподается в количестве 32 недельных уроков (8+8+8+8), на 4 урока меньше, чем в официальных прусских гимназиях. Число уроков латинского языка на реальной ветви сокращено против классической. В пользу подобной системы говорят серьезные аргументы, преимущественно школьно-политического свойства. В случае осуществления ее, как общей системы, школьная организация страны получила бы характер единства; переход из школ низшего типа в среднюю сделался бы беспрепятственным; облегчился бы выбор школьного типа для родителей и городских обществ; средняя школа сделалась гибкой, давая ученикам возможность перехода из одного отделения в другое и исправлять ошибки в выборе системы образования. Франкфуртская система система, признавая необходимость раздвоения средней школы, является, таким образом, полной противоположностью так называемой "единой школы" (Einheitsschule), стремящейся, под видом ли классицизма или реализма, слить в одной, нераздельной программе все образовательные элементы, необходимые для данного общества в данный момент. По основной идее, Франкфуртская система система приближается к современному строю среднего образования во Франции и в скандинавских странах, а также и к сделанному ранее в Германии (в Альтоне) опыту соединения на общем фундаменте реальной гимназии с чисто реальным училищем. За последние 10 лет Франкфуртская система система сильно распространилась в Германии, насчитывающей уже несколько десятков средних школ подобного типа, причем в некоторых случаях осуществлена комбинация всех трех типов германской общеобразовательной средней школы: классической, полуклассической (с одним латинским языком) и реальной. Эта система может иметь очень важные последствия для всего строя среднего образования Германии. На школьной конференции в июле 1900 г. прусское правительство высказалось за продолжение опыта в самых широких размерах. В некоторых предположениях о преобразовании среднего образования в России несомненно сказывается влияние тенденций, столь популярных на Западе. Сторонники традиционного строя среднего образования, признавая многие выгоды Франкфуртская система системы, приводят против нее разные возражения, становясь исключительно на педагогическую точку зрения. В особенности они ополчаются против отдаления начала изучения латинского языка на 3 года. "В десятилетнем возрасте", — говорят они, — "память свежа, интересы не раздроблены и воля гибка; необходимо воспользоваться этим для закладки прочного фундамента классического образования, для усвоения грамматики и лексики; в старших классах, когда интересы дифференцируются, трудно уже приковать внимание учащихся к подобному материалу". Защитники Франкфуртская система системы и вообще общей прогимназии без латинского языка справедливо утверждают, что именно в интересах здравой педагогики необходимо изъять латинский язык из младших классов. Было время (до XVII в.), когда всякое обучение естественно, в силу культурных условий, начиналось с латинского языка, ввиду чего шестилетних детей сразу сажали за латинскую грамоту; преподавание велось практически. С изменением культурных условий этот обычай оставлен, грамота родного языка сменила латинскую, но еще сохранилось правило начинать изучение иностранных языков с латинской грамматики. Между тем, теоретическое преподавание мертвого языка в столь раннем возрасте (9—11 лет), когда мысль ребенка почти исключительно вращается в сфере конкретных представлений и когда у него нет достаточной опоры в родном языке, требует чрезмерного напряжения со стороны учащихся; при отсутствии у детей достаточной способности к отвлечению, метод по необходимости выбирается догматический и все преподавание превращается в мертвящую формалистику, не только бесплодную, но прямо вредную; жажда знаний и жизнерадостное настроение, обыкновенно приносимые детьми в школу, сменяются умственной леностью, унынием и даже враждебностью к школе; работа становится принудительной и качество ее сильно понижается. Так как изучение латинского языка практическим путем, как оно велось в гуманистической школе XVI века, при современных условиях немыслимо, а теоретическое в ранние годы значительно превышает умственные силы детей, то естественнее всего перенести начало этого изучения к более позднему возрасту, когда учащиеся достаточно окрепнут физически и умственно и приобретут на более доступном им материале некоторый навык в отвлечении и необходимую базу для сравнения. Знание грамматики родного языка и некоторое знакомство с одним из новых иностранных языков сделает изучение теории латинского языка более осмысленным, чтение авторов — более плодотворным; будет притом соблюдено дидактическое требование перехода от известного к неизвестному. Франкфуртская система система имеет, однако, одну слабую сторону. При помощи предварительного изучения нового языка и усовершенствованных методов Рейнгард стремится возместить потерю трех лет для изучения древних языков и попутно удовлетворить современную потребность в знании новых языков; но для полного оправдания своего опыта в глазах ортодоксального классицизма он желает добиться результатов в качественном и количественном отношениях не только не худших, чем в школах общего типа, но даже лучших, ввиду чего в средних и старших классах "темп" учения значительно ускоряется путем увеличения числа уроков по древним языкам. В 6-м классе (Unter-Tertia), где сходится преподавание обоих древних языков на классическом отделении, общее число недельных уроков, положенных на эти языки, равняется 16, вследствие чего другие предметы в старших классах оказываются стесненными.

Изложение принципов Франкфуртская система системы см. в книгах самого Рейнгарда (K. Reinhardt, "Die Frankfurter Lehrpl ä ne" и "Die Umgestaltung des h ö heren Schulwesens", 1892), а также Schlee, "Geschichte des Altonaer Realgymnasiums" (1896). Главный противник — G. Uhlig ("Die Einheitsschule mit lateinlosem Unterbau", 1892).

А. Г—б.

Смотрии так же...