Филы и фратрии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФИА
ФИБ
ФИВ
ФИГ
ФИД
ФИЕ
ФИЗ
ФИК
ФИЛ
ФИМ
ФИН
ФИО
ФИР
ФИС
ФИТ
ФИУ
ФИФ
ФИХ
ФИЦ
ФИЧ
ФИШ
ФИЯ

Филы и фратрии Филы (φύλαι) и фратрии (φρατριαι) — подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ("братство") заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ("колено", "племя"; ср. римские "трибы", см.). Эти деления восходят еще к доисторическому времени (Филы и фратрии и фратрии упоминаются уже в Гомеровских поэмах), но подробности о них известны нам только для сравнительно позднего времени и для немногих местностей, вследствие чего многие важные стороны этого устройства остаются неясными. Филы и фратрии встречаются у всех греков, но число их было неодинаково у разных племен. Так, у народов ионического племени мы встречаем в древнейшее время четыре Филы и фратрии, причем одинаковым в разных местах является не только число, но и названия Филы и фратрии: Гелеонты, Аргадеи, Эгикореи, Гоплеты встречаются как в Аттике, так и у малоазиатских ионян. У дорян обыкновенное число родовых Филы и фратрии три, а наиболее распространенные названия их — Гиллеи, Диманы, Памфилы. В таком виде находим мы Филы и фратрии в Спарте, на острове Крите, в Мегаре, в Аргосе (где прибавилась четвертая, недорическая Филы и фратрии Гирнафиев). Так как в древнейшую эпоху родственные роды жили в ближайшем соседстве, то основанные на происхождении деления могли до известной степени носить и территориальный характер. Относительно происхождения и первоначального характера Филы и фратрии в исторической науке было высказано несколько различных мнений. Некоторые ученые видели в древнейших Филы и фратрии касты, другие — территориальные деления; в настоящее время можно считать установившимся взгляд на них как на деления, покоящиеся на родовом принципе. Истекая из родового начала и стоя в тесной связи с культом предков, Филы и фратрии и фратрии носили резко выраженный религиозный характер: в каждой были свои боги-покровители и герои-эпонимы, которым приносились жертвы и в честь которых устраивались празднества, для чего были особые жрецы. Этот религиозный характер придал Филы и фратрии и фратриям большую живучесть: они не исчезали в некоторых местах и после того, как для административных целей создавались новые деления, построенные на иных началах. Во главе Филы и фратрии стояли старшины, которые в Афинах носили в родовых Филы и фратрии название "царей фил" (филобазилевсов), указывающее на их глубокую древность. Вместе с архонтом-царем они судили и в позднейшую эпоху дела об убийствах, если смерть была причинена животными или бездушными предметами. Во главе фратрий стояли фратриархи. Кроме того, в Филы и фратрии были казначеи. Филы и фратрии и фратрии имели особые собрания их членов (филетов и фратров). У Филы и фратрии и фратрий было свое имущество — земли, капиталы, доходы, расходовавшиеся главным образом на религиозные торжества. В древнейшую эпоху Филы и фратрии и фратрии имели громадное значение: они были основными делениями гражданского населения и служили для административных, военных, политических и религиозных целей. На основании Солоновских законов по Филы и фратрии производились выборы в члены совета 400, в архонты и т. д. Древнейшая организация Филы и фратрии, насколько мы можем восстановить ее по скудным данным, имеющимся в нашем распоряжении, была в разных местах довольно однообразной; но впоследствии устройство Филы и фратрии стало усложняться и сильно разнообразиться в разных государствах. Изменения в первоначальном устройстве Филы и фратрии могли явиться прежде всего следствием завоевания. В некоторых местах Филы и фратрии завоевателей так или иначе комбинировались с Филы и фратрии побежденных, но сохранивших гражданские права первоначальных жителей (напр. в Коринфе, в Сикионе). В других случаях изменения могли быть следствием синойкизма. Позже, по мере падения и разложения родового начала и вытеснения его из политической сферы, первоначальное число и характер Филы и фратрии часто изменялись действиями законодательной власти, которая в значительной части греческих государств создала новые деления, обыкновенно основанные на территориальном начале. Этим наносился удар положению родовой аристократии, имевшей в родовых Филы и фратрии и фратриях одну из опор своего влияния. Новые деления обыкновенно также назывались Филы и фратрии Новые Филы и фратрии могли быть заменой старых или же становились рядом с прежними, за которыми в таком случае оставались почти исключительно религиозные функции. Так, Клисфен (см.) создал в Афинах 10 новых территориальных Филы и фратрии, которые состояли каждая из трех триттий, а триттии слагались из демов (поселков). Во главе новых Филы и фратрии стали "попечители Филы и фратрии", по нескольку в каждой. К новым Филы и фратрии перешли все политические функции, но Клисфен сохранил и прежние четыре родовые Филы и фратрии к фратрии (число фратрий с точностью неизвестно). За фратриями в Афинах до конца оставалась проверка законности происхождения граждан и внесение их в особый список, которое и служило доказательством совершеннолетия и гражданского происхождения. Эта важная функция часто подавала повод к жалобам на злоупотребления фратров, которые склонялись на подкуп и вносили в гражданский список лиц, не имевших на то право. Впоследствии, в македонскую и римскую эпоху, число Филы и фратрии в Афинах доходило до 13. Новые Филы и фратрии создавались из политических целей и в других местах. Так, в некоторых ионических малоазиатских городах к древнейшим ионическим Филы и фратрии с течением времени прибавились две новые (Бореев и Ойнонов). В Спарте, наряду с дорическими родовыми Филы и фратрии, появилось пять новых территориальных Филы и фратрии, которые подразделялись на оды. В таком виде Филы и фратрии удержались у греков и во времена римского владычества. Литература по вопросам, касающимся Филы и фратрии и фратрий, очень обстоятельно указана Валер. Шеффером в его работе "Афинское гражданство и народное собрание" (М., 1891).

Д. К.

Смотрии так же...