Филолай

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФИА
ФИБ
ФИВ
ФИГ
ФИД
ФИЕ
ФИЗ
ФИК
ФИЛ
ФИМ
ФИН
ФИО
ФИР
ФИС
ФИТ
ФИУ
ФИФ
ФИХ
ФИЦ
ФИЧ
ФИШ
ФИЯ

Филолай (Φιλόλαος, Philolaus) — ученик Пифагора, современник Сократа и Демократа. Родиной Филолай был г. Тарент в Южной Италии (по Диогену Лаэртскому — Кротон). Когда демократическая партия в Метапонте восстала против пифагорейцев, причем дом, в котором они собирались, был сожжен, Филолай бежал в Луканию; позднее, спасаясь от преследований, он переселился в Фивы, где жил еще незадолго до смерти Сократа. Вернувшись в Кротон, он достиг высокого положения, но был убит демократами, которые подозревали его в стремлении к тирании. Непосредственными учениками Филолай были Ксенофил Халкидский, Фантон, Эхекраз, Диокл и Полимнест (последние четыре — уроженцы Флиунта). Филолай первый записал и издал учение Пифагора о природе. По просьбе Платона (вероятно) это сочинение было куплено для него Дионом в Сицилии: от Платона оно перешло к Спевзиппу, а от последнего к Аристотелю. Оно состояло из трех книг, из которых в первой излагалось учение περί κόσμου (ο гармонии и космологии), во второй — περί φύσεως (о числе и о его значении в мирообразовании), в третьей — περί ψυχής (о душе и душепереселении). До нашего времени дошли с именем Филолай значительные отрывки на дорическом наречии, являющиеся, наряду с критикой Аристотеля, главными источниками для изучения пифагореизма. Относительно их подлинности в научной литературе происходили споры: Бек (B ö ckh) в своем исследовании ("Philolaos d. Pythagoreers Lehren nebs t den Bruchstü cken seines Werkes", Б., 1819) считает их подлинными; Целлер (статья "Aristoteles und Philolaos" в Х т. "Hermes'a, 1875 г., стр. 178 и сл.; ср. его же, "Die Philosophie der Griechen", Лпц., 1876,1 т., 4 изд., стр. 261 и сл.), за немногими исключениями, также признает их подлинность; Розе ("De Aristotelis librorum ordine et auctoritate", Б., 1854) вовсе отвергает значение этих отрывков; Шааршмидт ("Die angebliche Schriftstellerei des P. und die Bruchst ücke der ihm zugeschriebenen Bü cher", Бонн, 1864) считает их неподлинными и произведение, от которого они уцелели, относящимся к первому или второму веку до Рождества Христова К воззрениям Шааршмидта близко стоят Ибервег ("Grundriss der Geschichte der Philosophie des Altertums", Берл., 1894, I т. в 8 изд. cтр. 62), дающий весь свод свидетельств о Филолай без какого-либо определенного вывода, Тило ("Geschichte der griechischen Philosophie", Кетен, 1876, I т., стр. 57 и след.) и Ротенбюхер ("Das System der Pythagoreer nach den Angaben des Aristoteles", Б., 1867). Обзор содержания сочинения Филолай и литература вопроса приведены в названном сочинении Ибервега (стр. 58 и след.).

Н. О.

Смотрии так же...