Фидий*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФИА
ФИБ
ФИВ
ФИГ
ФИД
ФИЕ
ФИЗ
ФИК
ФИЛ
ФИМ
ФИН
ФИО
ФИР
ФИС
ФИТ
ФИУ
ФИФ
ФИХ
ФИЦ
ФИЧ
ФИШ
ФИЯ

Фидий* (Φειδίας, Phidias) — древнегреческий скульптор, признаваемый величайшим из всех когда-либо существовавших художников одной с ним специальности, сын афинянина Хармида и родился, вероятно, между 490 и 485 гг. до Рождества Христова Вначале он занимался живописью, но вскоре предпочел ей ваяние и стал учиться ему у Гигея (или Гигесия), от которого перешел потом в Аргос, в школу Агелада, довершившего его художественное образование. Самостоятельная деятельность Фидий* по возвращении его в Афины началась при Кимоне (в 470—463 гг.), приступившем к сооружению заново и с большой роскошью святилищ, разрушенных персами. В это время были исполнены Фидий*: бронзовая группа 13-ти фигур, изображающая Мильтиада в сонме Афины, Феба и первых героев Аттики, — приношение афинян Дельфийскому храму в знак благодарности за победу при Марафоне, составленная из дерева, мрамора и золота статуя Афины для Платеи и колоссальная бронзовая статуя той же богини, как Передовой Воительницы (Πρόμαχος), воздвигнутая на самом видном месте в афинском акрополе. Эта статуя, вышиной около 21 метра, изображала Афину стоящею со шлемом на голове, копьем в руке и щитом, находящимся или в другой руке, или же у ног — с достоверностью неизвестно, так же как и то, какова была ее поза. Она выдавалась над всеми зданиями акрополя, так что гребень ее шлема и конец копья были видны издалека, за несколько миль от города, с кораблей, огибавших мыс Сунион. Когда в Афинах по изгнании Кимона власть перешла в руки Перикла, Фидий* сделался его другом, советником в художественных делах и распорядителем и исполнителем его великих предприятий по восстановлению города. По идее и под руководством Фидий* возведены в Афинах многие здания, и сам он при участии своих учеников трудился над скульптурным убранством главного акропольского святилища, Парфенона. Распространяться об изготовленной Фидий* для целлы этого храма огромной хрисэлефантинной статуе Афины Градозащитницы (Πολιάς) и о его других скульптурных украшениях, исполненных по эскизам и под руководством великого художника или лично им самим, было бы здесь излишне, так как сведения о них можно найти в настоящем Словаре (в статье Парфенон). Окончив эти работы, Фидий* отправился в Элиду, куда был приглашен для украшения храма Зевса в Олимпии. Толпа учеников сопровождала его туда. Жители Элиды приняли знаменитого ваятеля с великими почестями и построили для него вблизи храма мастерскую, которая даже в позднейшее время заботливо сохранялась и показывалась приезжим чужестранцам как предмет общего почитания. Здесь было создано лучшее из всех произведений Фидий* — хрисэлефантинная статуя Зевса, считавшаяся потом одним из семи чудес света. Гениальный художник изваял на деревянной основе из слоновой кости и золота колоссальное, имевшее больше 70 фут. высоты, олицетворение верховного бога, сидящего на троне.

Увенчанный ветвями оливы, владыка Олимпа держал шуйце длинный скипетр с орлом на верхнем конце, а на ладони десницы, протянутой вперед, крылатую фигуру Победы; золотая одежда, украшенная изображениями лилий и разных фигур, покрывала его мощные формы ниже торса. Драгоценнее самой статуи был трон, в котором богатство материалов — золота, слоновой кости, черного дерева и самоцветных камней — спорило с изяществом и тонкостью работы. Все это убранство придавало фигуре Зевса чрезвычайную торжественность. С особенным вдохновением была исполнена голова: высокий, выступающий вперед лоб, чреватый мудростью, и твердо очерченный нос выражали нравственную силу; полные, полуоткрытые уста дышали благоволением; смелый изгиб бровей, нависших над глазами, и очертание этих последних превосходно передавали орлиный взгляд, устремленный вдаль на всю вселенную. Лицо, не будучи молодым, свидетельствовало о неувядаемой свежести и мужественной красоте отца богов. Но самыми характерными особенностями головы были обильные волосы, гордо поднимавшиеся над челом и ниспадавшие по бокам густыми прядями, и густая борода, вьющаяся крупными пуклями. Весь древний мир дивился Фидиевскому Зевсу, и каждый грек стремился увидеть его и поклониться ему. Бесподобная статуя пережила сам культ греческих богов: она погибла только в V в. от Рождества Христова при пожаре, истребившем храм, в котором она стояла. Изображения ее сохранились для нас на древних олимпийских монетах; за ее копии или за вольные подражания ей признаются статуи и бюсты, в большом количестве рассеянные по разным музеям. Такое обилие воспроизведений этой статуи доказывает, что она сделалась в античном мире излюбленным типом олицетворений Зевса, получившим, так сказать, сакраментальное значение. Окончив свою задачу в Олимпии около 432 г., Фидий* возвратился в Афины. Там в эту пору началось движение партий, хотевших низвергнуть Перикла; великий скульптор, его друг и сторонник, был первой жертвой, которую оппозиция избрала для испытания своей силы. Возникло обвинение Фидий* в присвоении части золота, отпущенного для изготовления одежды на парфенонской статуе Афины; но художник предвидел возможность этого обвинения и потому нарочно сделал так, что одежда снималась. Когда ее взяли и свесили, все количество золота оказалось налицо и Фидий* был оправдан. Но вскоре выставлено было против него другое, более тяжкое обвинение — в оскорблении божества тем, что на щите Афины в той же статуе он поместил среди других изображений портреты самого себя и Перикла. Оправдаться было трудно. Знаменитого художника заключили в темницу, где, как гласит предание, он и умер от лишений всякого рода или от яда. Во всяком случае его не стало вскоре после 432 г. Кроме указанных выше произведений, Фидий* были исполнены статуя Афины для остр. Лемноса, по свидетельству древних писателей, превосходившая красотой богиню воительницу, стоявшую в афинском акрополе, несколько статуй Афродиты, из которых особенно славилась изваянная для Элиды фигура амазонки для эфесского храма Артемиды, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом, Крезилом и Фрадмоном, и немало других мастерских работ. В истории древней скульптуры Фидий* занимает самое видное место, как гениальнейший из представителей аттического направления, т. е. того возвышенного стиля, который на основании наблюдения над природой создавал идеально прекрасные образы, отличавшиеся чистотой форм и божественным величием. Другие художники Эллады еще раньше Фидий* возвели ваяние до высокого внешнего совершенства; но для них оно было целью, для Фидий* же только средством для выражения высоких идей; в материальную оболочку своих безукоризненно благородных фигур он вселял человеческую душу, вносил настоящую жизнь, влагал характер, наиболее соответствующий тому, кого хотел изобразить. Следовавшие за ним скульпторы древних и новых времен ушли дальше него в передаче индивидуальностей и волнующих человека чувств, но никто ни до него, ни после него не достигал до такой божественной, спокойно-выразительной величественности. Олимпийский Зевс и парфенонская Афина Фидий* до конца античной культуры оставались для искусства образцами олицетворения этих божеств; мало того, чертами первой из этих статуй, сохранившимися в ее копиях, пользовалось христианское искусство в эпоху Возрождения и позже для олицетворения Вседержителя.

Литература. К. О. M ü ller, "De Phidiae vita et operibus" (1827); J. A. Overbeck, "Geschichte der griechischen Plastik" (3 изд., 1879—80); E. Petersen, "Die Kunst des Phidias аm Parthenon und zu Olymp ia" (1873); A. Quatremè re de Quicy, "Le Jupiter Olympien" (1814) и пр.

А. С—в.

Смотрии так же...