Ферекид (" Φερεκύδης", Pherecydes) — один из первых представителей греческой (новоионийской) прозы, родом с о-ва Сироса; жил в первой половине VI в. и был современником семи мудрецов и древнейших ионийских философов, а также учителем Пифагора. Современники (особенно спартанцы) высоко чтили его за чистоту жизни; близ Магнезии в честь его был воздвигнут "ήρωον" ("героическое" святилище); могилу его показывали, между прочим, на Делосе. Главные заслуги Ферекид относятся к области философии. Следуя теологическому направлению греческой мысли, пытавшейся объяснить процесс мирообразования из мифических представлений, и воплощая в ходячие или вновь созданные мифические образы мирообразующие и мироуправляющие силы, Ферекид, подобно Эпимениду, Акузилаю и авторам мифических теогоний, стоит на границе между наивным миросозерцанием мифической мысли и первыми научными попытками древнейших греческих философов. В своем сочинении "Πεντέμυχος" (по другим — "Επτάμυχος"), Ферекид говорит о мирообразовании в пяти μυχοί, т. е. углублениях или впадинах, в которых собираются, распределяются и смешиваются силы природы; отсюда же возникает поколение богов в пяти генерациях (γενεά πεντέμυχος или πεντέκοσμος). В числе этих генераций упоминаются Огениды (Океаниды), родоначальником которых был Оген (Океан, олицетворение влаги), Офиониды, происходящие от хтонического божества Офионея (олицетворение земли), и Крониды, ведущие происхождение от Крона (олицетворение неба или эфира). По догадке Преллера, в четвертом поколении олицетворялась огненная стихия, в пятом — атмосфера. Все впадины, углубления, пещеры, проходы земли, по Ферекид, полны духов (богов), которые в своем рождении и исчезновении производят смену явлений видимого мира. В противоположность Гесиоду, который производит все существующее из мрака и хаоса, Ферекид возводит начало мира к совершенной, разумной производительной силе — Зевсу; в качестве зиждительных сил, по Ферекид, выступают еще Крон и Земля. От Зевса и Земли (ϊερός γάμος) произошли стихии — вода, воздух и огонь, распределившиеся в вышеупомянутых впадинах. Для процесса мирообразования Зевс превращается в Эрота; но прежде чем водворить порядок, ему пришлось выдержать борьбу с Офионеем, который Кроном был низвергнут, наконец, в морскую бездну. По другому представлению Ферекид, Зевс обращается в широкую мантию, которая простирается над крылатым дубом (дуб — олицетворение подвижного сверху, но незыблемого в корне зерна вселенной). На этом покрове вытканы земля, океан и жилища (источники) океана. В устроенном таким образом мире продолжается, однако, действие демонических сил, причем Зевс тех из богов (= души), которые поступают неправедно, удаляет в Тартар. По свидетельству древности, Ферекид верил в переселение душ и, как Пифагор, предписывал воздержание от мясной пищи и известные очистительные обряды. Сравнительно с космогонией Гесиода система Ферекид свидетельствует о значительном успехе в развитии философского мышления: в ней замечается уже ясно выраженное стремление отличить стихии от мирообразующих сил и впервые проявляется обобщающая мысль. Некоторые исследователи находят в воззрениях Ферекид более или менее значительные следы восточных влияний. Отрывки Ферекид изданы Sturz'ом (Лпц., 1824) и М ü llеr'ом ("Fragmenta Histoncorum Graecorum", т. I, П., 1841, стр. 70 след.). Недавно найденный отрывок, содержащий сказание об ϊερός γάμος Зевса и Хтонии, издан Гренфеллем в его "New classical fragments" (Л., 1897, стр. 22). Ср. Preller, статья Ферекид в "Allgemeine Encyklopaedie de r Wissenschaften und Kü nste" Ersch und Gruber'a (Лпц., 1846, III отд., 22 ч., стр. 240—245); Kern, "De Orphei, Epimenidis, Pherecydis theogoniis" (Б., 1888); Speliotopulos, "Περί Φερεκύδου" (Афины, 1891); Diels, "Zar Pentemychos des Ph." (в "Sitzungsber. der Berl. Akademie", 1897, стр. 144 и след.); Gomperz, "Griechische Denker, eine Geschichte der antiken Philosophie" (Лпц., 1893, I т., стр. 70 и след.); Zeller, "Die Philosophie der Griechen in ihren geschichtlichen Entwicklung dargestellt" (Лпц., 1892, 5 изд., I т., стр. 79 и след.); O. Gruppe, "Griechische Mythologie" (в V т. 2 отд. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. M ü ller'a, стр. 427—428, Мюнхен, 1902).
Н. О.