Феофил, епископ антиохийский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Феофил, епископ антиохийский — святой, епископ антиохийский, писатель-апологет II века. О жизни и деятельности Феофил сохранились только краткие, отрывочные сведения. Он был язычник по происхождению, человек образованный, хорошо знакомый с греческой литературой и наукой. В "Послании к Автолику", — единственном его сочинении, уцелевшем до настоящего времени, — он приводит многочисленные цитаты из языческих философов, поэтов и историков. Подобно многим своим современникам — св. Иустину, Татиану, Афинагору и другим, — он дошел до христианства путем самостоятельного убеждения в его превосходстве над всеми другими религиями. Это убеждение он вынес из чтения священных книг Ветхого Завета, преимущественно книг пророческих. Обратившись в христианство, Феофил сделался его ревностным исповедником и защитником, настолько же, насколько прежде, в язычестве, был его противником. В 168 г. он занял антиохийскую кафедру. Как долго. Феофил был епископом — с точностью неизвестно; разные источники расходятся в показании времени; в одном только они согласны, что Феофил умер в 80-х годах II века, в царствование Коммода. Церковь причислила его к лику святых. Феофил написал немало сочинений, частью полемических, написанных против еретиков его времени, частью апологетических, направленных против язычников. По свидетельству Евсевия и Иеронима ("Церк. Истор.", кн. IV, гл. 24; "Catal.", 48), Феофил написал книгу против Маркиона, сочинение против ереси Гермогена, толкование на Евангелие и на Притчи Соломона, много "огласительных сочинений", много, по выражению Иеронима, "кратких, но прекрасных трактатов, относящихся к назиданию церкви". По словам самого Феофил ("Ad. Aut", гл. 28, 30), он написал кроме того книгу о демоне и о ничтожестве языческих идолов, и сочинение о родословии патриархов. Все эти произведения не сохранились; до нас дошло только одно его сочинение, под заглавием: "Послание к Автолику о христианской вере". Феофил защищает здесь христианство, доказывая его истинность и божественность, обличает и опровергает язычество, раскрывая ложность и несостоятельность его религии, его нравственности, его мифологии и философии. Автолик, к которому написаны все эти книги, был язычник, человек образованный и ученый, лично известный Феофил; подобно многим другим язычникам, он был крайне нерасположен к христианству и предубежден против него. Между этим Автоликом и Феофил часто происходили разговоры и споры относительно язычества и христианства, что и послужило поводом к составлению послания. Ср. К. Скворцов, "Философское учение Феофила антиохийского" ("Труды Киевск. Дух. Академии", 1867, №8, а также в его книге: "Философия отцов и учителей церкви в период апологетов", Киев, 1868, стр. 80 — 101); А. Сергиевский, "Отношение апологетов восточной церкви II века к языческой философии" ("Вера и Разум", 1886, т. II, ч. II, стр. 83 — 97); прот. П. Преображенский, "Сочинения древних христианских апологетов" (СПб., 1895; полный русский перевод апологии Феофил и краткие замечания о его жизни и деятельности); Д. Гусев, "Св. Феофил Антиохийский" (Казань, 1898); И. Реверсов, "Защитники христианства" (апологеты; СПб., 1899).

Смотрии так же...