Феодосий Тырновский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Феодосий Тырновский — болгарский мистик первой половины XIV века, ученик Григория Синаита и наставник Евфимия Тырновского. Родом из Тырнова, Феодосий Тырновский принял монашество в Арчарском монастыре неподалеку от Бдина и, не довольствуясь порядками общежительных обителей, предпринял обычное скитание из монастыря в монастырь разных местностей Македонии, пока не встретился в Парории с Григорием Синаитом, который познакомил его с монашеским созерцанием и безмолвием. После смерти наставника Феодосий Тырновский уходит на Афон, изучает аскетические произведения византийских мистиков, трактующих "о боговидении и деянии", затем живет в Солуни, Месемврии, Парории, из последней уходит после нападения на монастырь разбойников и возвращается в Тырнов, с целью насадить среди болгарских иноков созерцательную жизнь. Царь Александр предоставил ему гору Калифарово, где Феодосий Тырновский устраивает скит из отдельных келий и пещер. Вскоре к нему стекается множество учеников из Болгарии, Сербии, Венгрии и Валахии. Он принимает участие в церковной жизни Болгарии, защищая права вселенского патриарха на болгарскую церковь, обращаясь к нему за разъяснением спорных вопросов догматического и канонического характера. Недовольный восстановлением тырновского патриархата, он удаляется в Константинополь и там умирает. Житие его написано константинопольским патр. Каллистом и сохранилось в позднем славянском переводе. Из деятельности Феодосий Тырновский в Болгарии известна его борьба с жидовствующими, последователями ереси Варлаама и Акиндина, какими-то дуалистическими сектами, похожих на богомильство, и другими смутами, волновавшими болгарскую церковь: демонологией, чародением, волхвованием и т. д. В этой борьбе Феодосий Тырновский выказал крайнюю нетерпимость и требовал от гражданской власти строгого наказания еретиков, включая казнь, пытку раскаленным железом, отрезание языка и т. п. См. П. Сырку, "Исправление книг в Болгарии в XIV в." (т. I, вып. I, СПб., 1898); К. Радченко, "Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху пред турецким завоеванием" (Киев, 1898).

Смотрии так же...