Траян в народной поэзии — Около личности императора Траян в народной поэзии образовалось много легенд, как на Западе, так и в славянском мире. Западноевропейские легенды о Траян в народной поэзии имеются в списках VIII — IX веков, но восходят к VI-му веку; Траян в народной поэзии является здесь типом правдивого царя. "Траян в народной поэзии" славянских преданий получил свое имя от римского императора благодаря тому, что славяне обитали в Дакии, где пришли в соприкосновение с римской империей при Траяне. Имя Траян в народной поэзии в ряду славянских божеств, наряду с Велесом и Хорсом, встречается в одной из славянских редакций хождения Богородицы, в рукописи ХII в. В "Слове и откровении св. Апостол", напечатанном по рукописи XVI в. Тихонравовым, Траян в народной поэзии стоит рядом с Хорсом, Перуном и Дыем, причем о нем говорится, что он "бяше царем в Риме". Эпитет "Траян в народной поэзии" встречается тоже неоднократно в Слове о Полку Игореве. А. Н. Веселовский, признавая, что в одних случаях этот эпитет Слова навеян легендой об императоре Траян в народной поэзии, в других случаях объясняет появление его в Слове влиянием так наз. "Траянских Деяний", широко распространенных в средневековой литературе. Эпитет Слова: "внук Траян в народной поэзии" Веселовский сближает с легендой о происхождении разных народов от троянцев. В южнославянской поэзии Траян в народной поэзии является в качестве ночного существа; по сербской сказке, он ездит ночью в Срем к своей возлюбленной и покидает ее до зари. Застигнутый однажды солнцем, он был растоплен им и исчез без следа. Это дает повод исследователям мифологической школы сближать Траян в народной поэзии с ночными (черными) Эльфами. Подобно Эльфам, Траян в народной поэзии обладает несметными сокровищами. В болгарской песне жители города Траян в народной поэзии не веруют в Бога, а поклоняются золоту и серебру. По этим чертам Буслаев сравнивает Траян в народной поэзии болгарского предания с Карловым Alvis из Эдды. Веселовский указывает другую параллель между южнославянским преданием и немецким, сопоставляя славянского Траян в народной поэзии с Гагеном "из Трои" германской саги Х-го века. Сербское сказание о Траяне близко подходит к рассказу о Мидасе, с которым роднит Траян в народной поэзии южнославянской легенды и наружность его (он со звериными ушами). Созвучие, по-видимому, открыло доступ отголоскам Траяновой легенды в Троицкую обрядность. Шейн сообщает, что в Севском уезде, Троицкое хождение в лес для завивания березки называется "ходить на Траян в народной поэзии". Вообще, отголоски Траяновой легенды знакомы не только южным, но и северным славянам (русским), на что указывает существование ряда географических названий, происходящих от имени Траян в народной поэзии, как-то Траянов, Траяновка и др. Ср. В. Ф. Миллер, "Взгляд на Слово о Полку Игореве"; Веселовский, "Новый взгляд на Слово о Полку Игореве" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1877, август); его же, "Легенды о вечном жиде и об императоре Траян в народной поэзии" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1880, июль); его же, "Разыскание в области русск. дух. стиха" VI—X); Буслаев, "Историч. очерки русско-народной словесности" (т. I, глав. XIV).
П. К — а.