Тохум

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТОА
ТОБ
ТОВ
ТОГ
ТОД
ТОЖ
ТОЗ
ТОЙ
ТОК
ТОЛ
ТОМ
ТОН
ТОП
ТОР
ТОС
ТОТ
ТОУ
ТОФ
ТОХ
ТОЦ
ТОЧ
ТОЩ
ТОЯ

Тохум (тухум — по-лезгин. толпа, большое стечение народа) — среди горцев Дагестана агнатический союз родственников только со стороны отца; родственники со стороны матери считаются чужеродцами, на которых не распространяется начало родовой солидарности (племянник, напр., не вправе мстить за убийство своего дяди по матери). Особенностью Тохум, сравнительно с другими агнатическими родами (см. Семья и род), является полное господство эндогамии; принадлежность невесты к роду предпочитается в Дагестане и богатству, и общественному положению. Во главе Тохум стоит старейшина, звание которого либо получается путем свободного выбора членов Тохум, либо является наследственным (если наследник умершего главы выдается по своим личным качествам, или два-три поколения до него пользовались этим званием). Глава Тохум — не более как primus inter pares, приказания которого имеют более нравственное значение, чем юридическое. Каждый из членов Тохум обязан сообщать ему о всем случившемся и обращаться к нему за советом, даже в делах семейных. Если обращавшийся к главе Тохум за советом поступит вопреки его мнению, глава Тохум делает виновному выговор; если же последствием уклонения от совета будет существенный вред для Тохум, старейшина наказывает виновного бранью и даже побоями. Остальные члены Тохум участвуют в решении всех тех дел, в коих Тохум так или иначе заинтересован. В качестве союза личного Тохум заинтересован: 1) в охране и защите, путем кровной мести, своих наличных членов; 2) во включении в свою среду лиц, ищущих с ним общения, и 3) в изгнании тех членов, дальнейшее общение с которыми могло бы сделаться для рода источником бедствий. Кроме этих случаев, родовая солидарность выражается в форме взаимопомощи при несчастьях, в раздаче милостыни неимущим членам рода, в поручительстве по различным обязательствам, в наследовании выморочного имущества и в судебном соприсяжничестве. В сфере экономических отношений Тохум, как союз имущественный, заинтересован в целости родового имущества. Землею Тохум могут пользоваться только его наличные члены. Земельные отчуждения в пользу чужеродцев не допускаются. Кроме того, имущественный интерес Тохум затрагивается: 1) в распределении земли (переделы) между членами Тохум и 2) в регулировании сельскохозяйственных занятий, которые, — особенно уборка хлеба и сбор винограда, — в течение многих веков производятся членами сообща. Для решения всех перечисленных дел требуется приговор всех совершеннолетних членов Тохум, созываемых для того старейшиною на определенном месте, преимущественно близ родовой мечети. На этих сходах главное место принадлежит старейшине, хотя бы в числе присутствующих были лица старшие по возрасту. Особенно видную роль играли Тохум прежде в военное время. Подобно древним германцам, члены Тохум сражались generatim, т. е. образуя родовые отряды, начальство над которыми принадлежало или главе Тохум, или лицу, уполномоченному главою. Таким образом Тохум по внутреннему своему устройству более всего напоминает республику, главою которой является старейшина. В описанном виде Тохум существуют в Табасарани, Кайтаге, Даргинском округе, в Кюринском и во всех горных аулах, занятых лезгинской народностью; но организация их слабеет, и Тохум вырождаются. Изучение Тохум, раскрывая картину прежнего народного быта, дает новые данные для установления источника родовой организации. По мнению М. М. Ковалевского, организация Тохум и тот факт, что некоторые Тохум не носят генетических наименований, а принимают те или иные прозвища, смотря по характеру их занятия или по месту происхождения, или по имени какого-либо лица, стяжавшего в позднее сравнительно время громкую известность, наводят на мысль о возможности искусственного происхождения таких союзов: вокруг выдающегося вождя группируется большее или меньшее число не всегда родственных между собою семей, которые на расстоянии немногих поколений уже считают себя его потомством и в культе его находят то объединяющее общее начало, которое заменяет им единство крови. Отсюда возможность возвращения к теория Нибура, по которой роды являются продуктом не естественного, а искусственного процесса. Ср. М. Ковалевский, "Родовое устройство Дагестана" ("Юридич. Вест.", т. 29); его же, "Закон и обычай на Кавказе" (М., 1889); А. В. Комаров, "Адаты и судопроизводство по ним" ("Сборник сведений о кавк. горцах", вып. I).

П. Гидулянов.

Смотрии так же...