Толпа

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТОА
ТОБ
ТОВ
ТОГ
ТОД
ТОЖ
ТОЗ
ТОЙ
ТОК
ТОЛ
ТОМ
ТОН
ТОП
ТОР
ТОС
ТОТ
ТОУ
ТОФ
ТОХ
ТОЦ
ТОЧ
ТОЩ
ТОЯ

Толпа — Для обозначения разнообразных (в количественном и качественном отношении) связей, соединяющих людей, существует множество терминов: человечество, племя, народ, общество, государство, род, семья, товарищество и т. д. Термин Толпа выражает собой самую случайную связь людей, объединенных в данном пространстве чисто временным, преходящим интересом. Характерным признаком Толпа служит то, что люди, вошедшие в состав ее, лишены всякой внутренней организации. Полк никто не назовет Толпа, но ежели солдаты полка выбегут для того, чтобы, например, посмотреть на пожар, то они могут образовать Толпа Тард называет толпою собрание разнородных элементов, друг другу незнакомых, которые, будучи наэлектризованы страстью, внезапно создают некоторую организацию (une sorte d'organisation subite). Слово организация вряд ли удачно применено к данному случаю и выражает собой лишь некоторую отдаленную аналогию, верную в той же мере, как и аналогия, выраженная в словах: "душа Толпа". Лебон различает два рода Толпа: Толпа из разнородных и Толпа из однородных элементов (les foules h étérogènes, les foules homogè nes), и ко второму роду относит 3 вида: религиозные секты, касты и классы (напр. класс земледельцев). Второй род вряд ли может быть подведен под понятие толпы, ибо представляет собой уже некоторую внутреннюю организацию; кроме перечисленных трех его видов, можно притом назвать еще целый ряд социальных явлений, которые подойдут под указанное понятие. Случайный состав Толпа не исключает, однако, возможности некоторого научного объяснения этого социального явления. Люди, вошедшие в состав Толпа под влиянием внешнего впечатления, приобретают некоторые свойства, которых ранее не имели или которые проявлялись не столь резко в каждом из них отдельно взятом. В Толпа отражаются характерные особенности культурных условий и тех поводов, которые послужили к образованию Толпа Самая характерная психическая особенность Толпа заключается в принижении интеллектуального контроля, вследствие чего волевая, инстинктивная, страстная сторона человеческой природы проявляется с большей свободою; поэтому-то темперамент Толпа южан резко отличается от темперамента Толпа северян. Ослабление в Толпа контроля разума вызывает инстинкт подражания: получается объединение разнообразных элементов и более легкая их возбудимость. Вожаком Толпа является человек, лучше других схвативший настроение Толпа Для историка и социолога интересна по преимуществу роль Толпа в обществ. и государственной жизни народов. Лебон утверждает, что Толпа играет только роль разрушителя; цивилизация росла только благодаря творчеству незначительной в количественном отношении аристократии ума; господство Толпа всегда означает варварство; когда культура дряхлеет и нравственные устои слабеют, тогда на сцену появляется Толпа в роли бессознательного разрушителя того, что устарело. Если бы это было так, то попытка написать психологию "преступной Толпа" была бы вполне законна; между тем Лебон совершенно справедливо восстает против такой попытки Сигелэ. Толпа одинаково возбудима как к добру, так и злу; если Толпа разрушает, то в ней же лежат и элементы созидания. Психологическое исследование Толпа должно точно придерживаться определения этого понятия; в противном случае оно захватит явления, ничего общего с Толпа не имеющие. Ср. Тард, "Законы подражания" (СПб., 1892); Sighele, "La foule criminelle" (П., 1892, перев. с итальянск.); Le Bon, "Psychologie des foules" (П., 1895); H. Михайловский, "Герои и толпа".

Смотрии так же...