Тойнби

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТОА
ТОБ
ТОВ
ТОГ
ТОД
ТОЖ
ТОЗ
ТОЙ
ТОК
ТОЛ
ТОМ
ТОН
ТОП
ТОР
ТОС
ТОТ
ТОУ
ТОФ
ТОХ
ТОЦ
ТОЧ
ТОЩ
ТОЯ

Тойнби Арнольд (Toynbee, 1852—83) — англ. экономист и филантроп. Отец его, Джозеф Тойнби, образованный натуралист и популярный врач в Лондоне, относился с теплым участием к положению рабочего класса, и маленький Тойнби провел свое детство среди рабочих, помогая отцу, устроившему для них вечерние классы. В Оксфордском унив. Тойнби увлекался лекциями Джона Рёскина, оказавшего на Тойнби неотразимое влияние своею критикой экономического строя и в особенности системы свободной конкуренции, которой Рёскин противопоставлял кооперацию. В вакационное время Тойнби приезжал иногда из Оксфорда в беднейший квартал Лондона, Уайтчапель, чтобы быть ближе к бедному населению. Он изучал рабочих, не снисходя к ним, а всею душою переносясь в их жизнь. Окончив курс, Тойнби остался при университете в звании тутора для занятий со студентами-стипендиатами индийского правительства. Он сосредоточил свои научные занятия на изучении политической экономии и статистики, чтобы разобраться в вопросе о судьбах рабочего класса. В 1880 г. он задумал ряд публичных лекций для рабочих классов. Успех лекций был необыкновенный, чему способствовали не только выдающиеся достоинства Тойнби как увлекательного лектора, но в особенности его искренняя, глубокая вера в прогресс. Особенно замечательны лекции о промышленном перевороте в Англии, читанные Тойнби в 1881—82 г. Слабый организм Тойнби не выдержал постоянного нервного напряжения; он заболел воспалением мозга и умер на 31 году жизни. Значение Тойнби — не столько в ученой деятельности, сколько в практической. Небольшой том журнальных статей и публичных лекций Тойнби издан после его смерти. Держась строго-индуктивного метода в воззрениях на социальные явления, Тойнби может быть отнесен к социально-этической школе в политической экономии. По его словам, "новая политическая экономия должна стоять ближе к фактам; она должна учить обязанностям так же, как и законам явлений; она не должна довольствоваться знакомством с доктринами ренты или денежного обращения, но обязана примирять гуманность со знанием, разум людей с их чувствами". Главная ошибка абстрактной политической экономии, по мнению Тойнби, состоит в том, что она игнорировала многие стороны социального вопроса и придавала доминирующее значение сильной конкуренции, принципу "наибольшего богатства". Не всякое соперничество есть соперничество за существование: часто люди не сознают своего личного интереса. Конкуренция — это "поток", в регулировании силы и направления которого заключается смысл цивилизации. Великая задача нашего времени — сделать альтруизм научным. Вся "жестокость" политической экономии происходит от ее схематичности. Новая политическая экономия должна показать необходимость и условия правительственного вмешательства в социальный вопрос. Тойнби придавал серьезное значение вере как одному из факторов лучшего будущего, но относился безразлично к формам религии. Основные взгляды его ясно отразились в книге "On the industrial Revolution in England XVIII Century", в которой он замечательно ярко изобразил промышленный и аграрный переворот, превративший Англию из страны мелкого земледелия в страну крупной промышленности. В связи с переменами в промышленности Тойнби рассматривает и экономические системы, различая в процессе развития экономической науки в Англии "четыре этапных пункта" — Ад. Смита, Мальтуса, Рикардо и Дж. Ст. Милля. Книгу Смита Тойнби называет "великой декларацией прав промышленности и торговли". Рассматривая результаты индустриального переворота, Тойнби доказывает, что богатство, доставляемое свободной конкуренцией, не приносит с собою благосостояния. Свои воззрения на роль конкуренции и личного интереса Тойнби применил к решению рабочего вопроса. Он подверг строгой критике теорию фонда рабочей платы и абстрактное направление в политической экономии, выразившееся в "железном законе" Рикардо. Тойнби не соглашается с тем, что общество всегда имеет лишь определенное количество капитала для удовлетворения нужд рабочих; на самом деле предложение может быть увеличено так же скоро, как и спрос. Регулирование высоты рабочей платы естественным законом, не зависящим от воли договаривающихся сторон, не объясняет некоторых явлений рабочего рынка — напр. почему рабочая плата в Америке вдвое выше, чем в Англии. Заработная плата, как доля рабочего в продукте, зависит от количества продукта, который рабочий может произвести, и от условий договора. Цель Тойнби — доказать, что материальное положение рабочего может улучшаться. Одною из важных причин улучшения положения рабочих классов была свобода торговли. Все надежды Тойнби возлагает на рабочие союзы (trade-unions), которые для него — лозунг будущего, морального единения человечества. Несмотря на приверженность к индивидуальной свободе, Тойнби безусловно признает необходимость вмешательства правительства в некоторые сферы жизни рабочего. Государство могло бы взять в свои руки такие предприятия, как железные дороги, снабжение газом и водою, снабжение рабочих жилищами. Правительству следует взять на себя почин в распространении образования, в соблюдении требований гигиены на фабриках. Чтобы добиться полной материальной независимости рабочих, недостаточно одного вмешательство государства. Тойнби обращается к капиталистам и предпринимателям, требуя от них сочувствия к рабочим и духовного сближения. Главную роль в таком сближении Тойнби отводит представителям науки, образования и религии, сходясь и здесь со взглядами Рёскина и Карлейля. Образованные классы должны устремиться в среду народа не только для того, чтобы просвещать массу, но и для того, чтобы поучиться у нее. Этим путем Тойнби мечтал уничтожить пропасть, отделяющую рабочих от богатых классов. Он положил начало неудержимо развившемуся уже после него движению в пользу распространения университетского образования в народе (University Extension Movement), показав на собственном примере, чего можно достигнуть стремлением облегчить нужду рабочих. Друзья и последователи Тойнби увековечили его память, основав в Лондоне знаменитое "Toynbee Hall" — первое интеллигентное поселение окончивших курс студентов-последователей Тойнби Мысль, высказанная Тойнби в его последней лекции, была осуществлена постройкой "университетского поселения" в Восточном Лондоне (см. университетское поселение), сосредоточившего в себе ряд общеобразовательно-благотворительных учреждений. Сочинения Тойнби изданы в 1884 г. (2-е изд. 1888), с биограф. очерком. См. В. Soweit, "Lectures on the Industrial Revolution in England" (Лонд.); F. С. Montague, "A. Toynbee" ("John Hopkin's University Studies", Балтимор, 1889); A. H. Japp, "Food Men and true"; И. И. Янжул, "Университ. поселение в Восточном Лондоне" ("В поисках лучшего будущего", СПб., 1893). Русский пер. книги Тойнби — "Промышленный переворот в Англии" (М., 1898, с предисловием проф. А. И. Чупрова, где выяснено миросозерцание Тойнби).

П. К—ий.

Смотрии так же...