Тихомиров Лев Александрович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТИА
ТИБ
ТИВ
ТИГ
ТИД
ТИЕ
ТИЗ
ТИИ
ТИК
ТИЛ
ТИМ
ТИН
ТИО
ТИП
ТИР
ТИС
ТИТ
ТИУ
ТИФ
ТИХ
ТИЦ
ТИЧ
ТИШ
ТИЩ
ТИЯ

Тихомиров Лев Александрович — публицист. Род. ок. 1850 г. в Донской области; в середине 70-х гг. принял участие в деятельности, направленной к ниспровержению государственного и общественного строя; от имени "исполнительного комитета" составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. В начале 1880-х годов писал в "Деле", где под псевдонимом И. Кольцов и И. К. появились статьи его: "Жизнь и печать" (1881, 2), "К вопросу об экономике и политике" (1881, 5), "В защиту интеллигенции" (1882, 4), "С низовьев Дона" (1882, 9 и 10), "Общественность в природе" (1882, 11 и 12), "Современное положение публицистики" (1882, 12), "Тирания политич. мысли" (1883, 3) и друг. По позднейшим признаниям Тихомиров Лев Александрович, уже раньше 1 марта в нем зарождались сомнения относительно целесообразности революционной деятельности; тем не менее, уехав в начале 80-х гг. за границу, он стал во главе "Вестника народной воли" и только в 1888 г. открыто выступил против прежних идей своих в предисловии ко 2 изд. книги "La Russie politique et sociale" (1888). В общем книга принадлежала к тем, которые не разрешаются к обращению в России; но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России и что людям прогрессивного образа мыслей должно только стремиться к мирной эволюции. Брошюра (изданная по-русски и по-французски) "Почему я перестал быть революционером" (1888; 2 изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Тихомиров Лев Александрович в Россию, где он стал деятельным сотрудником "Моск. вед." и "Рус. обозрения". Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров Лев Александрович перепечатал в ряде брошюр и книжек: "Начало и концы" (М., 1890), "Духовенство и общество в современном религиозном движении" (1893, 2 изд.), "Конституционалисты в эпоху 1881 г." (1895, 3 изд.), "Борьба века" (1896), "Демократия либеральная и социальная" (1896), "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Знамение времени. Носитель идеала", "Земля и фабрика" (1899). Как для России, так и для Европы Тихомиров Лев Александрович видит единственное спасение в неограниченной монархии. Чтобы искоренить в современном русском обществе стремление к разным "социальным миражам", достаточно, по мнению Тихомиров Лев Александрович, завести "умную и сильную полицию" ("Конституционалисты", стр. 28). Тон таких газет, как выходивший в 1881—82 гг. "Порядок" М. М. Стасюлевича, кажется Тихомиров Лев Александрович "кликами свободолюбивых рабов, распущенных многотерпеливым хозяином". Констатируя, что занявший в 1882 г. пост мин. внутр. дел гр. Д. А. Толстой "имел, несомненно, руку тяжелую, которая больно била, когда он считал это нужным", Тихомиров Лев Александрович всецело присоединяется к его политике и, намекая на прекращение "Порядка", "Голоса" и "Страны", находит, что эти представители "до крайности распущенной печати" и эти "явно противоправительственные органы требовали мер более энергических". Отрицая за кем бы то ни было, кроме правительства, право на регулирование общественной и государственной жизни, Тихомиров Лев Александрович требует такого же слепого повиновения авторитету в жизни духовно-религиозной. В своей брошюре "Духовенство и общество в современном религиозном движении" Тихомиров всякую попытку самостоятельного суждения в области религиозных вопросов провозглашает "самочинством"; нужно только "скромное обращение к церковному учению". Тихомиров глубоко возмущается тем, что в религиозных спорах иного интеллигентного кружка не услышишь других ссылок, кроме как на Хомякова, Достоевского, Леонтьева, Соловьева, словно "они имеют даже тень церковного авторитета". Для восстановления "правильного развития нашему обществу необходимо воспитание чувства веры и, стало быть, отрешение от чувствований, от глубоко ошибочной привычки рассудком самочинно искать религиозной истины". Католически-клерикальное желание Тихомиров Лев Александрович устранить самосознание мирянина из религиозной жизни вызвало горячие протесты даже на страницах "Гражданина" и "Церковного вестника".

С. В.

Смотрии так же...