Сэй Жан-Баптист

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЭЙ
СЭР

Сэй Жан-Баптист (Say, 1767—1832) — известный французский экономист, сын купца; закончил свое коммерческое образование в Англии, вернулся в Париж в начале франц. революции, в 1790 г. работал под руководством Мирабо в "Courrier de Provence", в 1794 г. сделался редактором "D écade philosophique, litté raire et politique". В 1799 г. первый консул определил его на службу в финансовом комитете трибуната. В 1803 г. появилось первое издание его "Trait é d'économie politique, ou simple exposition de la manière dont se forment, se distribuent et se consomment les richè sses". Сочинение это произвело большое впечатление и обратило на себя внимание Наполеона, предложившего автору переработать согласно его указаниям отдел о государственных финансах. Сэй Жан-Баптист, который в налогах видел только зло и главною добродетелью правителя считал бережливость, отклонил это предложение, вследствие чего был уволен от службы. Он открыл в департаменте Па-де-Калэ бумагопрядильню, которая прекратила работы вследствие кризиса, вызванного колониальной системою. В 1814 г., после падения Наполеона, Сэй Жан-Баптист выпустил второе издание своего "Trait é d'é conomie politique" и избран был членом Академии. В 1815 г. он стал читать лекции политич. экономии; в 1819 г. занял вновь учрежденную кафедру "промышленной экономии" в Консерватории искусств и ремесел; в 1830 г. сделался профессором политич. экономии в Coll è ge de France. Главные труды Сэй Жан-Баптист: "Trait é d'é conomie politique" (8 изд. 1876; переведено на многие европ. языки, между прочим на русский яз. Н. Политковским под загл. "Сокращенное учение о государственном хозяйстве", 1816); "Cat échisme d'é conomie politique" (Пар., 1815; 6 изд. 1883; переведено на многие языки; русск. перевод СПб., 18 33); "Cours complet d'é conomie politique pratique" (Пар., 1829; 3 изд. 1852); "Aper çus des hommes et de la société " (Пар., 1817); "De l'Angleterre et des Anglais" (3 изд., 1816; русск. перевод П. Яковлева, 1817); "Des canaux de navigation dans l' état actue l de la France" (1818). После смерти Сэй Жан-Баптист изданы его "M élanges et correspondance d'é conomie politique" (Пар., 1833). Сэй Жан-Баптист считается главным распространителем учения Адама Смита во Франции и вообще на континенте Европы. Значение его сочинений, отличающихся ясностью и легкостью изложения, заключается преимущественно в рассеянии массы заблуждений, унаследованных от эпохи меркантилизма. Из отдельных учений Сэй Жан-Баптист особое значение имела его "теория сбыта" (th éorie des débouché s), много содействовавшая торжеству начал свободы торговли. Сэй Жан-Баптист доказывал, что народы уплачивают за продукты продуктами же и что все законы, запрещающие покупку, подрывают в то же время и продажу. Всякое бедствие, постигающее какую-либо страну, непременно должно отражаться на всех остальных; если в одной стране неурожай, то в другой страдают от этого мануфактуры; если одна страна благоденствует, то в благосостоянии ее принимают участие все ее соседи, частью вследствие увеличивающегося с ее стороны спроса, частью вследствие дешевизны, вызванной изобилием в ней произведений. Таким образом все народы солидарны между собою как в счастии, так и в несчастии. К числу самостоятельных доктрин Сэй Жан-Баптист относится и его учение о нематериальных благах; здесь он отступал от Адама Смита, который причислял лиц, оказывающих нематериальные услуги (врачей, адвокатов, ученых), к экономически непроизводительным классам. Стоя всецело на индивидуалистической точке зрения, Сэй Жан-Баптист не допускал какого бы то ни было влияния правительства на благосостояние граждан и на большую часть налогов смотрел как на великие народные бедствия вроде града, пожаров, неприятельских нашествий. Отчетливо обрисовавшийся уже в его время пауперизм в Англии он приписывал чисто политическим причинам и находил, что бедняки сами виновны в своем положении.

Смотрии так же...