Сусслов Иван Тимофеевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СУА
СУБ
СУВ
СУГ
СУД
СУЕ
СУЖ
СУЗ
СУИ
СУЙ
СУК
СУЛ
СУМ
СУН
СУО
СУП
СУР
СУС
СУТ
СУФ
СУХ
СУЧ
СУШ
СУЩ
СУЭ

Сусслов Иван Тимофеевич — деятельный помошник Данилы Филиппова в деле распространения хлыстовской секты (см.). Сусслов Иван Тимофеевич был родом из Владимирской губ., Муромского уезда, деревни Максаковой; род. около 1616 г. Когда ему было 33 года, позвал его к себе в деревню Старую Данило Филиппов, который и дал ему "божество", повелев ему идти на проповедь. Сусслов Иван Тимофеевич начал ревностно распространять свое учение между односельчанами и жителями окрестных сел. Успех был полный: скоро у него появилось 12 апостолов, таких же фанатических приверженцев нового учения, как и он сам, а также богородица. Во главе этих лиц Сусслов Иван Тимофеевич отправился в нынешнюю Нижегородскую губ. и проповедовал на Оке и на Волге. Везде, куда ни являлся Сусслов Иван Тимофеевич, он находил последователей. По свидетельству св. Димитрия Ростовского, в селе Работках Суслову открыто воздавали божеские почести: он садился на приготовленный для него престол, на голове его было нечто вроде венца. Исторических свидетельств о преследованиях Сусслов Иван Тимофеевич и его учеников мы не имеем; о них существуют только рассказы самих хлыстов, приписывающие Суслову неоднократное воскресение. Можно допустить, что Сусслов Иван Тимофеевич действительно не раз попадался в руки правосудия, но всякий раз благодаря, с одной стороны, своей изворотливости, а с другой — сочувствию и денежной помощи своих единомышленников избавлялся от заслуженного им наказания. Сами хлысты не скрывают этой действительной причины спасения своего лжехриста. С 1672 г. Сусслов Иван Тимофеевич спокойно жил в Москве под именем "темного богатины". Он имел там собственный дом, называвшийся "домом божиим", "сионским" и "новым Иерусалимом"; сюда собирались последователи Сусслов Иван Тимофеевич для совершения своих молений. Позднейшие официальные расследования (в 1733 г.) показали, что многие из московских монастырей были заражены хлыстовщиной еще во времена Сусслов Иван Тимофеевич и несомненно при его участии. Сусслов Иван Тимофеевич умер в 1716 г.; тело его было перенесено в женский Ивановский монастырь, где над его могилою устроен был памятник с надписью: "погребен святой угодник Божий". Могила эта и памятник чествовались хлыстами, но в 1739 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны труп Сусслов Иван Тимофеевич вместе с трупом другого лжехриста, Прокопия Лупкина, был выкопан из земли через палачей, вывезен в поле, сожжен и развеян по воздуху. Память о лжехристе Сусслов Иван Тимофеевич до сего времени составляет предмет благоговения хлыстов. Места, прославленные какими-либо событиями из жизни и деятельности Сусслов Иван Тимофеевич, почитаются у хлыстов святыми, равно как и вещи, употреблявшиеся лжесаваофом (Данилой Филипповым) и лжехристом Сусслов Иван Тимофеевич при их жизни. Так, стол, за которым, по преданию хлыстов, беседовали Данило Филиппов и Сусслов Иван Тимофеевич в то время, когда последний жил в Москве, сохранялся у хлыстов до 1845 г., когда был взят и поступил в кабинет раскольничьих вещей. По свидетельству Реутского, в одном московском хлыстовском семействе до последнего времени сохранялись коврик, платок, кресло, скамейка и другие вещи, бывшие в употреблении во времена Данилы Филиппова и Сусслов Иван Тимофеевич Ср. И. Снегирев, "Основатели секты "людей божиих" — лжехристы Иван Сусслов Иван Тимофеевич и Прокопий Лупкин" ("Правосл. обозрение", 1862, № 8); Ил. Б — в, "Данные сороковых годов XVIII столетия для истории тайной беседы святых отец" (ib.); И. Добротворский, "Люди Божии, русская секта так назыв. духовных христиан" (Казань, 1869); Гр. Протопопов, "Опыт исторического обозрения мистических сект в России" ("Труды Киевской дух. академии", 1867, № 10); Η. Реутский, "Люди божьи и скопцы" (М., 1872); свящ. А. Рождественский, "Хлыстовщина и скопчество в России" (М., 1882); К. Кутепов, "Секты хлыстов и скопцов" (Казань, 1882); H. Ивановский, "Секта хлыстов в ее истории и современном состоянии" (1898).

Смотрии так же...