Сундукьянц

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СУА
СУБ
СУВ
СУГ
СУД
СУЕ
СУЖ
СУЗ
СУИ
СУЙ
СУК
СУЛ
СУМ
СУН
СУО
СУП
СУР
СУС
СУТ
СУФ
СУХ
СУЧ
СУШ
СУЩ
СУЭ

Сундукьянц Габриэл (род. в 1825 г.) — армянский драматург. Род. в Тифлисе, в купеческой семье, учился на историко-филологическом факультете СПб. унив. В 1850 г. Сундукьянц вернулся на родину и поступил на службу (в настоящее время он служит в местном округе путей сообщения). В 1863 г. он написал первую пьесу — веселый водевиль "Ночное чиханье — к добру". За ним последовал ряд остроумных, живо написанных пьес, доныне пользующихся большим успехом. В комедии "Хатабала" ("Беда, скандал", 1865) он восстает против остатков азиатства в армянской жизни и в частности против устарелого обычая, в силу которого жених не мог видеть своей невесты до самого дня обручения, что благоприятствовало разного рода обманным проделкам. В пьесе "Еще одна жертва" (1870) мы находим горячее заступничество за молодое поколение, пробивающееся к свету, живущее новыми идеалами, но принужденное выносить непосильную борьбу с могущественною старою партиею, которая нередко разбивает и уродует их жизнь. Лучшая комедия Сундукьянц, "Пепо" (1870—71; русск. перевод А. Цатуриана и Ю. Веселовского, М., 1896), противопоставляет черствым, алчным и высокомерным представителям купечества честного, бескорыстного рыбака и его друзей. В "Разоренной семье" (1873; нем. перев. Лео Рубенли в 7-м томе лейпцигской "Armenische Bibliothek") Сундукьянц показывает положительный тип среди самого купечества, видимо симпатизируя главному герою — старому купцу, не получившему настоящего образования, но честному и порядочному по натуре, возмущающемуся расточительностью, полуобразованностью и эгоизмом окружающего его общества. В комедии "Супруги" (1890; русский перевод вышел в свет в Тифлисе в 1897 г.) Сундукьянц затронул вопрос о разводе, замолвив слово за бесправных, лишенных своей воли, с трудом отстаивающих свою личность женщин — и вместе с тем вывел представителей армянской интеллигенции: талантливого молодого писателя, образованного агронома, увлеченную своим призванием народную учительницу. В общем Сундукьянц является сторонником европейской цивилизации, обличителем темных явлений армянской жизни, прекрасным знатоком местного быта и своеобразного тифлисского диалекта, наконец, весьма остроумным комическим писателем. Его пьесы заключают в себе богатый материал для ознакомления с жизнью закавказских армян, а также с миросозерцанием передовой части армянского народа. — Ср. Arthur Leist, "Gabriel S." (во 2 томе "Armenische Bibliothek"); Ю. Веселовский, "Из истории армянской сцены: тифлисский театр и бытовая комедия" ("Артист", 1892, № 22—24); его же, "К характеристике новой армянской литературы" (сборник "Братская помощь", М., 1898) и предисловие к русскому переводу "Пепо"; А. Ерицов, "История армянской сцены".

Ю. В.

Смотрии так же...