Субботники, секта

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СУА
СУБ
СУВ
СУГ
СУД
СУЕ
СУЖ
СУЗ
СУИ
СУЙ
СУК
СУЛ
СУМ
СУН
СУО
СУП
СУР
СУС
СУТ
СУФ
СУХ
СУЧ
СУШ
СУЩ
СУЭ

Субботники, секта — мистическая секта, имеющая преемственную связь с ересью жидовствующих (см). Начало распространения ее в России относится к царствованию Екатерины II-й. До конца 1820-х гг. Субботники сосредоточивались преимущественно в губерниях Воронежской (в уездах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел., а в 1 8 23 г. — 3771), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан синодский указ "о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников" — П. Субботники 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие принадлежность свою к секте, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую. На прежних местах жительства осталось, однако, немало "скрытых" Субботники Точно определить число Субботники в Европейской России и Сибири невозможно; больше их на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывают их более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более, что оно разнится в различных губерниях. Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, "существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой", хотя она и признает обрезание, "устанавливает празднование субботы, допускает произвольные браки. По сообщению архимандрита Григория, московские Субботники не производят обрезания, но вообще держатся чисто еврейских догматов. По позднейшим исследованиям, в одних местах Субботники соблюдали обряды по закону Моисееву, но не признавали Талмуда и молитвы читали на русском и церковно-славянском языках; в других (напр. в Пятигорске и Иркутской губ.) носили русскую одежду и вообще придерживались русских обычаев. Одни Субботники вовсе не признавали Христа и ждали пришествия Мессии, как царя земного; другие считали Христа святым человеком, пророком и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали Нового Завета, другие только ставили его ниже Ветхого. Общих признаков учения Субботники можно затем установить очень немного: это — обрезание, признание Божества в одном лице, наибольшее преклонение пред Ветхим Заветом и празднование субботы. Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщают, что Субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства и что в их среде не замечается пьянства, разврата и бедности. Ср. Н. Астырев, "Субботники в России и в Сибири" ("Северный вестник", 1891, № 6).

Смотрии так же...