Стюарт Дэгаль т

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

СтюартДэгальт

(Stewart) — шотландский философ, представитель школы "здравого смысла" (1753—1828). Воспитанием его занимался его отец, проф. математики в Эдинбургском унив., пробудивший в нем с раннего детства интерес к изучению математики. Дома он получил и хорошую подготовку к изучению гуманитарных наук. В Эдинбургский унив. поступил очень юным и сразу обратил на себя внимание Стевенсона, проф. логики, и Адама Фергюсона, проф. нравственной философии. В 1771 г. он переехал в Глазго и здесь познакомился с философией основателя школы "здравого смысла" Рида. По смерти своего отца Стюарт Дэгаль т получил его кафедру математики в Эдинбургском унив. В 1778 г. Стюарт Дэгаль т занял кафедру нравственной философии. Сверх того он читал лекции по самым разнообразным предметам: астрономии, физике, математике, греческому языку, риторике, политической экономии. В 1810 г. Стюарт Дэгаль т отказался от чтения лекций по философии, которые поручил своему ученику, Томасу Брауну.

Учение Стюарт Дэгаль т Эмпиризм Бакона в силу естественного развития этого мировоззрения должен был перейти в сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли и, наконец, скептицизм Юма. Юм подвергал сомнению реальность как внешнего мира, так и души, и рассматривал все душевные явления как комплексы душевных состояний — "пучки перцепций". Подвергая сомнению самостоятельное бытие и телесной, и духовной субстанций, Юм подвергал сомнению всеобщность и необходимость законов познания, в частности — закона причинности. Рид, основатель школы "здравого смысла", стремился противопоставить скептическим выводам Юма учение, по которому мы должны принять на веру известные самоочевидные истины, хотя и недоказуемые, но навязывающиеся нашему уму с такою силою, что являются естественными внушениями (natural suggestions) здравого смысла (см. Рид). К таким истинам Рид относил: реальность внешнего мира, реальность нашего "я" как постоянного и неизменного субъекта, носителя наших душевных состояний, единообразие явлений природы, одушевленность и разумность других людей и т. п. Стюарт Дэгаль т усваивает и разрабатывает это учение. Не будучи оригинальным философским умом, Стюарт Дэгаль т выдавался главным образом как талантливый лектор и писатель, широко популяризировавший учение Рида. Чтобы понять значение его деятельности, нужно принять во внимание также те условия, при которых в Англии происходила в конце XVIII в. разработка философских проблем. Это время совпадает с эпохой французской революции. В английском обществе наступила реакция против "french principles"; цензурные кары, шпионство и аресты процветали. Свободная философская мысль была совершенно подавлена. Этому благоприятствовала, начиная с девятидесятых годов, разобщенность англичан с континентом, вследствие которой образованнейшим англичанам долгое время философский переворот, произведенный в 1781 г. появлением "Критики чистого разума", оставался совершенно неизвестным. Стюарт Дэгаль т не знал немецкого языка и потому мог читать Канта только в безграмотном латинском переводе Борна. Естественно, что из этого чтения он ничего не вынес, и потому не только философское, но и культурно-историческое значение Канта осталось для него совершенно непонятным. Стюарт Дэгаль т полагает, что ни материи, ни духа самих по себе мы познать не можем, но должны принять на веру самостоятельное друг от друга существование и того, и другого; таким образом, его можно назвать гипотетическим дуалистом. В основании нашего познания лежат некоторые положения, которые недоказуемы, но должны быть приняты на веру; они соответствуют тому, что Рид называл естественными внушениями. Стюарт Дэгаль т называет их основными законами веры (fundamental laws of belief): сюда относятся 1) математические аксиомы и 2) истины, метафизические или трансцендентные, связанные с сознанием, восприятием, памятью и мышлением; таковы тождество личности, постоянство законов природы, реальность внешнего мира. Стюарт Дэгаль т несколько сокращает длинный список самоочевидных истин Рида, но не разъясняет неполноту этого списка. Вообще он чувствует необходимость новой постановки вопросов теории познания, которая давала бы возможность преодолеть скептицизм Юма; но он не в состоянии разрешить непосильную для него проблему. Вопрос, поднятый Кантом, как возможны синтетические суждения в математике, занимает и Стюарт Дэгаль т; в противоположность большинству современных ему писателей английских, продолжавших считать математические законы аналитическими, он отмечает несводимость к чистым тавтологиям таких суждений, как напр. π r2 площади треугольника с основанием = 2π r, а высотой = r. Из факта синтетичности математического знания Стюарт Дэгаль т был, однако, не в силах извлечь те плодотворные выводы, которые привели Канта к перестройке всей теории познания. Стюарт Дэгаль т осуждает критический дух своей эпохи, усматривая в нем отголоски схоластических споров об основах познания; эти основы, по его мнению, сами по себе очевидны и не нуждаются в проверке. Главное сочинение Стюарт Дэгаль т: "Elements of the philosophy of the h u man mind" (1-й т. — 1792, 2-й — 1814, 3-Й — 1827), не представляя продуманной и оригинальной философской системы, изобилует отдельными интересными психологическими замечаниями. Стюарт Дэгаль т живо интересовался эмпирической психологией; в его сочинениях можно найти немало любопытных психологических наблюдений. Им написаны еще: "Outlines of moral philosophy" (1795) и "Philosophical Essays" (1810). В числе этих "философских опытов" заслуживают внимания эстетические статьи (их характеристику см. в превосходной книге Knig h t'a: "The Philosophy of Beautiful, 1891, т. I, стр. 196—198). Подробную характеристику Стюарт Дэгаль т и других представителей школы здравого смысла см. у одного из эпигонов этого направления, МсCosh ("Scottish philosophy"). Ср. Гогоцкий, "Философ. лексик." (II, 666—6 7 4), и Троицкий, "Нем. психология". Об отношении Стюарт Дэгаль т к философии Канта см. И. Лапшина "Судьбы критической философии в Англии до 1830 г.".

И. Лапшин.

Смотрии так же...