Ступа — памятник

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Ступа — памятник (санскр. St û pa-s = хохол, макушка, мавзолей) — один из главнейших и древнейших памятников буддийской архитектуры в Индии. На священном языке буддистов — пали — Ступа — памятник называется th û pa. Ступа — памятник часто неправильно отождествляют с дагобами (измененное палийск. dh âtuga bbha, санскр. dh à tugarbha). В действительности дагоб является только частью Ступа — памятник и представляет собою самую гробницу или раку, в которой положены священные останки. Так как большая часть Ступа — памятник воздвигнута над такими останками, то они могут быть названы также и дагобами. Но не все Ступа — памятник заключают в себе подобные останки; некоторые воздвигнуты просто как памятники на месте каких-нибудь замечательных событий. Так, напр., около Бенареса стояла Ступа — памятник на том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Вполне правдоподобно общепринятое мнение, что Ступа — памятник были первоначально могилами знаменитых лиц. Указания на это встречаются в разных памятниках индийской литературы. Внешний вид Ступа — памятник также обличает ее родство с могильною насыпью. Купол Ступа — памятник отвечает самой насыпи, решетка вокруг — загородке или кругу из камней вокруг могилы, верхушка Ступа — памятник — столбу или колонне над могилой. Обычный вид Ступа — памятник, какими они являются в Санчи и Бхархуте, — четырехугольное или круглое основание с решеткой вокруг или без нее. На этом основании возвышается купол, увенчанный ступенчатой опрокинутой пирамидой, которая соединяется с куполом короткой шейкой. Все это покрыто навесом или двумя навесами один над другим, увешанными гирляндами и флагами. Дагоб в пещерном храме Карли, Ступа — памятник на острове Цейлоне и древнйшие чайтья (см.) в Непале имеют такой же вид. Немногие сингалезские дагобы имеют купол в виде колокола; самая частая форма — водяного пузыря, прикрытого тремя навесами: один — богов, второй — людей, третий — полного избавления, или Нирваны. Буддисты придают символическое значение Ступа — памятник и ее частям. Два, три, пять, семь, девять, тринадцать навесов над Ступа — памятник и ступени опрокинутой пирамиды отвечают делениям вселенной. Некоторые Ступа — памятник являются символами горы Меру. Наиболее сложные Ступа — памятник (в роде Боро-Бодур на о-ве Яве или Менгьюна в Бирме) с их многочисленными террасами представляют собою, по-видимому, смешение дагоба с башнями Прасада (Prâsâ da), также отличающимися сложностью устройства. Когда Индию посетил китайский путешественник Хуэн Цзанг (в VII в. от Рождества Христова), он видел в ней множество дагобов и Ступа — памятник, от которых теперь остались только развалины. Уже в его время многие из этих святынь начинали приходить в упадок. Так, огромная ступа в Пешауре трижды уже была попорчена пожаром до приезда Цзанга в Индию. Эта Ступа — памятник и Ступа — памятник в Маникиале (M âni-kiâ la) относятся к эпохе царя Канишки. Древнее, по преданию, Ступа — памятник, воздвигнутые близ Пушкалавати и приписываемые Ашоке. По преданию, общему обоим делениям буддийской церкви, Ашока выстроил 84000 Ступа — памятник, или вигар (см.), по всей Индии. Ступа — памятник посвящались не только памяти людей, но и священным книгам: в Матхуре есть Ступа — памятник, посвященный Винае — питакам (см.), Сутрам, Абхидхарме и т. д. Самая древняя и знаменитая Ступа — памятник на Цейлоне — Магатхупа (Mah âthû pa), выстроенная над отпечатком ступни Будды, к Ступа — памятник от Анурадхапуры, и имевшая, по словам китайского путешественника Фа Хьяна, 300 локтей выш. Ср. "Manual of Indian buddhism" Керна в III т. (вып. 8) Бюлеровского "Grundriss der indo-arischen Philologie" (Страсбург. 1896); Fergusson, "History of Indian Architecture" (Л., 1876); Fergusson and Burgess, "Cave temples of India" (Л., 1880); Burgess, "Buddhist St ûpas of Amarâvatî and Jaggayyapeta" ("Archeological Survey of India", № 3); Smither, "Architectural Remains, Anur âdhapura"; Grü nwedel, "Buddhistische Kunst in Indien" (Б., 1893). Остальную литературу см. у Керна.

Ступа — памятник Б—ч.

Смотрии так же...