Студийский устав

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Студийский устав — своим происхождением обязан препод. Феодору Студиту (ум. 826 г.), настоятелю Студийский устав монастыря (см.). После смерти препод. Феодора его устав был кратко записан неизвестным лицом, в промежуток между половиною IX и половиною Х в. В устав Афанасия Афонского (ум. 980 г.) студийская запись вошла в переработанном и дополненном виде. В половине XI в. появляется полная запись Студийский устав устава, известная под именем устава патр. Алексия; но он был написан не для Студийский устав, а для Успенского м-ря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Устав патриарха Алексия не дошел до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейшие из них — синодальный список XII в., типографской библиотеки — того же времени, и Сиб. дух. академии — XIII в. Для своего устава Алексий пользовался, кроме Студийский устав записей, правилами древних устроителей монашеской жизни, обычаями церкви, порядками службы и быта других монастырей, в особенности студийского. С устава патр. Алексия были сделаны списки для других монастырей, так или иначе примененные к местным условиям. Из Константинополя Студийский устав устав перешел на Афон и в Южную Италию. В итало-греческих областях действие его продолжалось до выяснения оттуда греческого обряда и замены его латинским. В русской церкви Студийский устав устав был введен препод. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился и в другие монастыри, с некоторыми переменами, идущими, вероятно, от самого преп. Феодосия. Он держался у нас до половины XIV в., когда начинает уступать иерусалимскому, но по местам оставался в силе горазо дольше, как показывают списки его, относящиеся к концу XIV и XV в. В некоторых монастырях русских он действовал до последнего времени. По свидетельству патриарха Нектария, на Синае он употреблялся в XVII в. Студийский устав устав отличается от других уставов монастырских, и в том числе иерусалимского, более правилами монашеской жизни, чем богослужебными. Служба по Студийский устав уставу была короче и не так торжественна, как по уставу иерусалимскому. См. Н. Одинцов, "Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в." (СПб., 1881); А. Дмитриевский, "Богослужение в русской церкви за первые пять веков" ("Правосл. собеседник", 1882, т. I); И. Мансветов, "Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви" (М., 1885).

Смотрии так же...