Стриндберг

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стриндберг (Auguste Strindberg) — знаменитый шведский романист и драматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений, разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете, он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем, служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на литературной деятельности. Преследования со стороны общества и правительства заставили Стриндберг в 1884 г. покинуть родину. Он много путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих пор ведет кочующий образ жизни. Стриндберг начал писать в спокойном тоне, защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и драматических пьесах демократические принципы; потом он перешел в озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с беспощадного обличения женщин. Его возмущало крайнее развитие феминизма в Скандинавии; он стал доказывать, что женская эмансипация — великое зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для общества. В 1884 г. он написал 12 повестей под общим заглавием "Очерки из брачной жизни". В них Стриндберг еще довольно спокойно и даже с юмором описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана драматическая трилогия Стриндберг "Отец" (1877), "Девица Юлия" и "Заимодавцы" (1889). В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу и обаяние его над душою человека. Чувствуется нечто средневековое и католическое в том непритворном ужасе, с которым Стриндберг смотрит на женщину. В "Отце" рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность к земным благам: отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги дороже и нужнее, чем его жизнь. В "Девице Юлии" женщина — воплощение низших чувственных инстинктов, грубая самка: утонченная аристократка с изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что он не стесняется поднять на нее хлыст. В "Заимодавцах" Стриндберг доказывает, что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу. По силе и уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных произведений современной литературы. На ту же тему написан большой роман "Исповедь Безумца" (1893), где женщина представлена апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая правда отсутствует в повествовании, похожем большею частью на бред; но такова захватывающая сила художественного таланта Стриндберг, что созданный им образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется глубокой правдой. Дальнейшие романы и драмы Стриндберг написаны под влиянием новейших философских течений. В двух романах, "Чандала" и "Аксель Борг", Стриндберг отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе пришлось очень по душе Стриндберг, пессимизм которого крайне аристократичен. В идее "сверхчеловека" заключается и понятие о существовании низшего человека (Unter-Mensch); власть последнего настолько же унижает человечество, насколько наступление царства сверхчеловека вознесет его выше его теперешнего состояния. В "Чандала" Стриндберг изображает целую касту низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и вопрос о добре и зле решается в духе Нитцше. Его герой — сверхчеловек, который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба символизирует для Стриндберг борьбу инстинкта и духа. В "Акселе Борге" (1891) также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это — одно из лучших произведений Стриндберг Заканчивается оно тем, что герой навсегда отрекается от общения с людьми и уезжает "в открытое море", обрекая себя на одиночество. В новейших своих произведениях — "Легенды", "Путь в Дамаск" — Стриндберг все более обнаруживает крайне нервную возбужденность, доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание прежней гордыни. Стриндберг сохранил прежнюю силу художественного изображения, но идейные его замыслы становятся спутанными. В общем Стриндберг — один из самых оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто доходящий до крайности и слишком склонный к одностороннему освещению жизни. Все его

произведения (кроме вышеназванных, он написал еще прекрасную драму "Маргит, жена кавалера Бенгста", сатиру "Красная комната", мистерию "Олоф" и др.) переведены на немецкий и на франц. языки; драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе.

З. Венгерова.

Смотрии так же...