Скопас

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СКА
СКВ
СКЕ
СКИ
СКЛ
СКО
СКР
СКУ
СКЬ
СКЮ

Скопас — древнегреческий скульптор так называемой новоаттической школы, родом из Пароса, работал в первой половине IV ст. до Рождества Христова Одною из его первых по времени работ было возобновление уничтоженного в 395 г. пожаром тегейского храма Афины-Алеи, для которого были также исполнены им две фронтонные группы, изображавшие "Охоту на каледонского вепря" и "Битву Ахилла с Телефом". Кроме этих групп, Скопас изваял очень большое число статуй разных божеств; из них более других были знамениты: "Аполлон Кифаред", вывезенный из Греции императором Августом в Рим и поставленный на Палатинском холме (позднейшая копия находится в Ватиканском музее), изваянная для Элиды "Афродита Пандемос" в виде женщины, сидящей на козле; "Геракл Сикионский", "Арес" (позднейшая копия известна под названием Ареса виллы Людовизи), "Беснующаяся вакханка", "Мелеагр" и "Эрос с его спутниками Гимеросом и Потосом". Ни одно из перечисленных произведений Скопас не дошло до нас в подлиннике, но о достоинствах этого художника как скульптора можно судить по фрагментам фриза так назыв. Мавзолея — надгробного памятника, воздвигнутого в Галикарнасе над прахом карийского царя Мавзола его супругою Артемизиею. Исполнение скульптурных украшений мавзолея было поручено пяти ваятелям: Пифесу, Скопасу, Мохаресу, Бриаксису и Тимофею. Так как, по свидетельству Плиния, на Скопас было возложено украшение восточной стороны памятника, то ему приписывают находившийся на этой стороне фриз, изображающий битву амазонок (фрагменты с 1857 г. хранятся в Британском музее в Лондоне). "Битва амазонок" Скопас отличается смелостью композиции и исполнения; отдельные эпизоды представленной им сцены просты и жизненны, позы фигур, облеченных в легкие и развевающиеся вследствие сильных движений одеяния, вполне соответствуют характеру действия, самые фигуры очень серьезны и носят на себе несколько чувственный отпечаток. Вообще чувственность и патетичность были, по-видимому, отличительными чертами творчества Скопас, которого вместе с Праксителем должно считать родоначальником нового направления в древнегреческой пластике. Так, например, известная по копии виллы Людовизи статуя Ареса представляет это божество не в виде сурового воина, наделенного непреоборимою силою, но красивым юношею, томным и задумчивым, мечтающим о сладостях любви. О принадлежности Скопас известной группы Ниобид — см. это слово.

А. А. Сомов.

Смотрии так же...