Мавзолей

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Мавзолей (Μαυσσόλειον, Mausole um) — надгробный памятник умершего в 353 г. до Рождества Христова карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине его сестрой и супругой, Артемизией, в Галикарнасе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся одним из семи чудес света, в течение полутора тысяч лет возбуждало всеобщее удивление, пока не было в средние века разрушено, вероятно, землетрясением, и в XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856-59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков его основания и отчасти верхнего яруса и дали возможность при помощи описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis", XXXVI, 5), получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого четырехугольника, длиной в 35,7 м и шириной в 26,5 м, и состояло из двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон портиком с ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн через одну опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части этого фриза хранятся теперь в Британском музее, в Лондоне). Все здание увенчивалось, по восточному обычаю, усеченной пирамидой, образовывавшей 24 мраморные ступени; на верхней ее площадке стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены едущими Мавзол и управляющая ими богиня. Вышина всего здания вместе с колесницей равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифий и Сатир; его скульптурные украшения были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и Тимофеем. Дошедшие до нас куски вышеупомянутого фриза неодинаковы по мастерству исполнения, но в смелых, оживленных движениях своих фигур и групп представляют некоторые новые, вполне художественные мотивы, отличающие этот фриз от других рельефов того же содержания, например от известного фигалийского фриза. Впоследствии у римлян слово Мавзолей стало употребляться вообще для обозначения колоссальных и роскошных архитектурных надгробных памятников, каковы, например, пирамидальный трехъярусный монумент в Сен-Реми, в департаменте Устьев Роны, во Франции, и усыпальница имп. Адриана (ныне Крепость св. Ангела) в Риме. В новейшее время Мавзолей нередко называют даже небольшие надмогильные сооружения. — Ср. Ch. Newton, "The excavations of Budrun" (Л., 1858); его же, "History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae" (Лонд., 1865); Kinkel, "Mosaik zur Kuns tgeschichte" (1876).

А. С-в.

Смотрии так же...